Новости павел николаевич филонов

Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" (так называлась его книга 1915 года). Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition). В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства.

Сайт Владимира Кудрявцева

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком. Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Дмитриева-Кавказского 1849—1916. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г.

Татьяна и Алиса Испытаний и бед и так хватало в то время, когда рушился старый мир и мучительно рождался новый. Двадцатые-тридцатые — тяжелые, а для многих гибельные годы. Одно время они жили вместе, у них был салон, где бывали поэты, музыканты — Введенский, Олейников, Хармс, Евгений Шварц и Самуил Маршак. Им все шло. На выставке есть небольшая картина Глебовой «Две художницы». Она запечатлела себя и Алису. Одна пишет на холсте, лежащем на полу. Вторая — сидит, отдыхая. На изумрудно-зеленом фоне горит красная тряпка, которую держит художница, густо темнеет ее бордовый фартук. Вторая одета в ярко-синее платье. Татьяна и Алиса в годы учебы у Филонова часто работали вместе. Так, участвуя в коллективной работе объединения МАИ Мастера аналитического искусства над выставкой 1927 года в Доме печати, они написали два панно на одном холсте. Панно Порет называлось «Нищие и беспризорники», Глебовой — «Тюрьма». Впоследствии художницы разделили холст, работа Глебовой находится сейчас в зарубежном музее, Порет — в частной коллекции. В Мраморном о проекте рассказывают четыре панно, созданные их соучениками. Иллюстрации Алисы Порет к карело-финскому эпосу «Калевала», выпущенному издательством Academia в 1932 году, представляют еще одну коллективную работу МАИ. Алиса вспоминала, что Филонов распределил заказ между учениками, но она работала очень быстро, тогда как другие не успевали. И Филонов подбрасывал ей все новые и новые руны, так что приходилось работать по ночам. Премьера состоялась 9 апреля 1927 года в ленинградском Доме печати.

Выставка будет работать в залах НГХМ на ул. Свердлова, 10 до 21 февраля 2021 года. Официальный сайт НГХМ: nsartmuseum. Использовано фото с сайта музея.

В чем неповторимость его метода в сравнении с другими художественными системами — супрематизмом Казимира Малевича, конструктивизмом Владимира Татлина, теорией и практикой расширенного смотрения Михаила Матюшина? Какова связь «Мирового расцвета» — главной идее его творчества с утопическими идеями авангарда и социально-политическими воззрениями того времени — об этом пойдет речь на лекции. Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов. Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ — был самой представительной школой русского авангарда и заметным явлением в ленинградской художественной жизни рубежа 1920-30-х годов. Это был последний выход авангарда, отмеченный яркими событиями — такими как выставка филоновцев в 1927 года и вечер ОБЭРИУ «Три левых часа» в доме печати.

Филонов Павел Николаевич (1883-1941)

Павел Филонов. Несмотря на обыденное занятие отец был извозчиком, а мать — прачкой , родители поддерживали стремление сына к творчеству. Он на отлично закончил «Каретнорядную» школу местного прихода, делая уроки по ночам, а днём подрабатывая. После переезда с сестрой в Петербург, 14-летний подросток устроился в живописно-малярные мастерские.

Проверить свои знания о стратегических наступательных операциях Великой Отечественной войны -Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Крымской участники диктанта должны были за 45 минут в 25 вопросах. Всего на территории города Сочи Диктант Победы написали более 3 тысяч человек. Узнать свои результаты каждый из них сможет на официальном сайте диктантпобеды.

Ну а детали, находящиеся на втором плане его картин можно рассматривать годами и каждый раз находить что-то новое. Общие смыслы и настроения выставки характеризуют всего два слова в ее названии: «Мировый расцвет». Художник всегда делал акцент именно на таком — дореволюционном произношении. Один из самых загадочных представителей русского авангарда. Художник-исследователь, как он часто себя называл сам.

Его картины впечатляют с первого взгляда. Невероятное сочетание ярких красок и линий. В них переплетаются мысли о космосе, научные открытия начала ХХ века и библейские сюжеты.

Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета.

Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Интересно, что посткрестьянская природа Филонова, купеческая природа другого великого аналитика живого слова Алексея Ремизова, крестьянское происхождение Сергея Есенина, приведшего живую русскую крестьянскую речь в поэзию, равно выросли в «отходнической» Москве, где сделали фактами высокой общенациональной культуры своё рязанско-тульское прошлое. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества.

Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда

Павел Филонов вводит принцип двойного действия и ставит в центр время. Именно дление позволяло наблюдать за внутренними процессами, происходящими в художнике, и отражать их в картине, которая писалась годами. В результате она становилась живой, сохранявшей все внутренние сдвиги и внутреннюю эволюцию художника в процессе работы, она начинала жить "Живая голова" , питаясь энергией эволюции художника. Время в этом случае становилось одной из важнейших координат аналитического проникновения «за циферблат», дающее возможность отслеживать эволюцию преображения. Своих учеников Павел Филонов учил никогда не спешить, тщательно и скрупулезно исследовать то, что с ними происходит, как они меняются, как меняются их мысли, чувства, настроение, которые отпечатывались в картинах.

Колхозник 69. Только так художник мог постичь логику собственного движения, познать себя, а глаз, развернутый одновременно в сторону субъекта и объекта, становился уникальным инструментом познания. В этом — суть аналитического искусства Филонова и его утопический пафос, только такое искусство, по его мнению, могло стать инструментом созидания нового человека, преображения жизни и формирования желаемого будущего. В этом пафосе созидания нового человека Павел Николаевич пересекается с идеями Андрея Платонова, в этом — его идеализм и утопия, корни которых уходят в философию Ницше с его сверхчеловеком.

Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит». Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного.

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. К 1910 г. Гуро и М. Матюшина; к зиме 1910 г. Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. В 1912 г.

Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. К этому периоду относится сближение Филонова с Велимиром Хлебниковым облик Филонова угадывается в рассказе Хлебникова «Ка». Филонов написал портрет поэта не сохранился и иллюстрировал его «Изборник» , 1914 г.

Второй раздел 48 работ знакомит с творчеством самых преданных его учеников и последователей, которые самоотверженно шли за ним, поддерживая его мастерскую аналитического искусства, среди них — Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Всеволод Сулимо-Самуйло, Павел Кондратьев и другие. Выставка будет работать в залах НГХМ на ул. Свердлова, 10 до 21 февраля 2021 года. Официальный сайт НГХМ: nsartmuseum. Использовано фото с сайта музея.

После революции в доме разместился Дом литераторов и художников, все так же нуждающихся. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Комната была похожа на монашескую келью. Железная кровать без тюфяка, серое одеяло, небольшой стол, табурет, мольберт. На стенах — картины. Филонов был аскет. Питался черным хлебом, картошкой. Носил пиджак, перешитый из шинели, солдатские ботинки. Статья по теме: В Строгановском дворце проходит выставка работ Станислава Юлиановича Жуковского Легко ли было учиться у него? О, нет. Вот что вспоминает одна из талантливейших его учениц Татьяна Глебова: «Приходили все в 8 часов утра, уходили в 8 часов вечера, обедать никто не ходил, все время рисовали, а Павел Николаевич читал вслух свою «Идеологию», которая в то время мне казалась очень трудной. Я часто ничего не понимала, и мучительная усталость овладевала мной. Изредка я выбегала в длинный академический коридор, чтобы ненадолго вырваться из этой обстановки и проглотить кусочек хлеба, принесенный из дома». Когда смотришь на портреты и фотографии Филонова, видишь изможденное, но полное внутренней силы лицо с горящими темным огнем глазами. Лицо фанатика или святого. Он и от учеников требовал самоотречения и аскезы во имя служения богу живописи. Но слушались, конечно, не все. Татьяна и Алиса Испытаний и бед и так хватало в то время, когда рушился старый мир и мучительно рождался новый. Двадцатые-тридцатые — тяжелые, а для многих гибельные годы.

Павел Филонов — последние новости

Филонов был ближе к Кирхнеру, Нольде и в целом, к группе «Мост». В 1915 году Филонов написал полностью беспредметную картину «Цветы мирового расцвета», давшую начало его экспериментам в этом направлении. Но не ради формы, не имеющей для мастера значения, а только ради цвета и его воздействия. Павел Николаевич считал любую форму несущественной, для него имел значение только цвет.

Новая эра С 1916 по 1918 годы Филонов провел на фронтах Первой мировой войны, где втянулся в революционную деятельность и едва не вошел в ряды зарождающейся номенклатуры. Он обладал незаурядными деловыми качествами, а организаторские таланты и личная скромность Павла Николаевича всегда вызывали большое уважение у окружающих. Но чиновником он не стал и выбрал путь «чернорабочего от искусства».

Оставив карьеру политика, он в 1918 году вернулся в Петроград и принял участие в грандиозной выставке, которая проходила в Зимнем дворце и демонстрировала художников всех направлений. Филонов представлял картины, входящие в цикл «Ввод в мировой расцвет», среди которых особенно выделялись «Мать» и «Победитель города». В ней художник прожил до самой смерти.

В начале двадцатых годов Филонов создал уникальную художественную школу — МАИ школа мастеров аналитического искусства. За преподавание он не брал никаких денег и полностью отдавался своему детищу. Вокруг мастера сплотился дружный коллектив верных последователей.

Все были переполнены новыми идеями и смотрели в будущее с нескрываемым энтузиазмом. В то время Павел Николаевич написал свои знаменитые работы «Формула весны» и «Живая голова». Мастера больше не приглашали на выставки, а если и вспоминали о нем, то только как пример упрямого художника-формалиста.

Планируемая персональная выставка Павла Николаевича в 1929 году не состоялась. Руководство Русского музея побоялось показывать столь одиозного художника широким массам и ограничилось закрытым просмотром. Последнее десятилетие своей жизни Филонов влачил жалкое существование подпольного юродивого бессребреника, и только вглядываясь в его гениальные полотна можно почувствовать какие откровения посещали мастера и каких высот достигал его свободный дух.

Умер Филонов 3 декабря 1941 года во время блокады. Холодной зимой он тушил на крыше дома зажигательные бомбы, простудился и заболел воспалением легких. Истощенный организм не смог справиться с болезнью.

Досок, чтобы соорудить гроб, у родственников не было, и поэтому, в течение нескольких дней, великий художник лежал на столе в своей маленькой комнатушке, накрытый своей же гениальной картиной «Пир королей». Только в 1967 году была устроена первая персональная выставка художника в новосибирском Академгородке стараниями ученых-генетиков. Они увидели в Филонове своего собрата-исследователя, человека науки, стремящегося и увлекающего других к постоянному саморазвитию.

Да он и был ученым, открывшим объективные законы неведомой реальности. Аналитический метод Павла Филонова был научным поиском вневременных и внепространственных закономерностей. Многие свои картины он назвал формулами и оставил их потомкам для детальной расшифровки.

Филонов дерзал открыть глобальные законы развития Космоса. В сюжетах картин Павла Николаевича явно прослеживается непрерывное размышление над социальными процессами, ожидание краха человеческой цивилизации и глобальное ощущение неправды. Все та же боль о несовершенстве общества и бесконечная мечта о справедливости, тысячелетиями сводящая с ума всех без исключения истинных творцов.

Жизненные обстоятельства немало способствовали позитивизму: в 1919 он обрёл первое своё жилье в Доме литераторов ул. Литераторов, 19 , где будет вести безвозмездные занятия с учениками до 1941; в 1922 он встретил Е. Серебрякову, ставшую его женой, а его младший пасынок, П.

Серебряков, стал одним из первых учеников и по духу — сыном. Произведения Филонова в это время регулярно появлялись на выставках: «Община художников» 1921—1925 ; Выставка живописи и скульптуры в Саду Народного дома» 1922 ; Первая русская художественная выставка 1922. Галерея Ван Димен, Берлин; иллюстрации в журнале «Жар-птица».

С 1921 занимал активную позицию на различных диспутах по вопросам культурного строительства. На проходившей в те дни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в «Институт исследования культуры современного искусства» резолюция от 9 июня 1923. Руководил с 15 августа до конца 1923 отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института «Идеология аналитического искусства».

Отвергал неоднократные предложения о преподавании в АХ. Написал исследовательскую программу «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа как высшая школа творчества. Актуальные «педагогические» темы стали сюжетами и нескольких произведений.

Используя прямолинейный язык лубка и плаката, художник изобразил методику «вдалбливания знаний» «Формула современной педагогики». ГРМ; «Две головы». В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира.

В художественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. По сути, он развивал зародившееся еще в конце ХIХ века символическое понимание искусства, призванного изображать не только сам предмет, но и размышления художника о предмете. Филонов добавил к символизму саморефлексию художника.

Его стала интересовать способность к фиксации изменений, происходящих в сознании художника, во время творческого созидания произведения. Он готов был уподобиться клиницисту-исследователю, который ведёт отчёт о своём состоянии во время болезни. Такие задачи были интересны, требовали определённой степени развития абстрагированного мышления и не были всем доступны.

Способности Филонова по управлению своими чувствами и процессами жизнедеятельности были феноменальны: он мог заставить себя оглохнуть и потом восстановить слух, мог долго смотреть на солнце. Свои природные данные он развивал самоконтролем. Посткубистический интерес к биологическим закономерностям развития материи и интеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов в главных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил с новым философским пониманием феномена творчества не как краткого акта, вдохновения, а как интеллектуального и психофизиологического длительного процесса, развивающегося во времени, и во времени изменяющего смыслы.

Огромное значение в «аналитическом искусстве» отводилось понятию «сделанных картин». Создание произведений должно быть уподоблено органическому росту форм в природе — путём наращивания целого из некой начальной формы «точки» в системе «аналитического искусства» и дальнейшего изменения соединения форм, точек в конечном общем, цветовом, «выводе». В ряде работ «Живая голова».

У него были последователи, подражатели, копиисты, но силы филоновской «сделанности» достигнуть трудно. Идеи Филонова вызывали интерес у учащихся АХ, во время каникул Филонов занимался с группой студентов в стенах АХ июнь—октябрь 1925. К 1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства.

Школа Филонова» 1927—1930, формально до 1932 , о чём свидетельствует заказ на оформление зала Дома печати и спектакля по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке И. На представлении в Доме печати мог состояться один из последних контактов Филонова с Маяковским, присутствовавшим на спектакле.

По количеству участников и объёму выполненных работ проект МАИ для Дома печати — самый масштабный ансамбль русского авангарда. Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим от графика, но формально не участвовал в проекте, и его имени нет среди участников выставки в Доме печати; в составе МАИ он не экспонировался и на других выставках 1928—1929, 1930. Во время конфликта между членами МАИ май 1930 произошёл раскол, и Филонов вышел с группой единомышленников из состава коллектива.

Примерно с этого времени начался отсчёт самых ожесточённых публичных дискуссий о личности и творчестве художника, подробности которых стали известны благодаря сохранившейся части его дневника 1930—1939. В 1927 произведения Филонова были включены в экспозицию новейших течений Русского музея, подготовленную Пуниным. Решение ГРМ провести персональную выставку Филонова не было осуществлено в полной мере: экспозиция из более двухсот произведений провисела в залах в период с осени 1929 до декабря 1930, но так и не была открыта для публики.

Состоялось несколько общественных просмотров и обсуждений неоткрытой выставки. Хотя каталог и был выпущен, но в нём была заменена статья В.

Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром.

Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке».

Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении. Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.

Русский авангард. Филонов П.Н.

[Отпечатано для выставки «Малевич-Филонов» в Париже] Филонов Павел Николаевич (1883–1941) Литография «Масленица» с оригинала 1913-1914 годов из коллекции Русского Музея. [Отпечатано для выставки «Малевич-Филонов» в Париже] Филонов Павел Николаевич (1883–1941) Литография «Масленица» с оригинала 1913-1914 годов из коллекции Русского Музея. 3 декабря 1941 года. Художник, поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства. 3 декабря 1941, Ленинград) - русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе.

Память дня, Павел Филонов

Официально признана в 1927 г. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» Петербург, 1914 г. Официально МАИ существовала до весны 1932 г. Источник: ru.

Популярность преподавателя-авангардиста была сомнительной, его идеи не нашли применения среди студентов и в итоге были отвергнуты руководством, придерживавшимся традиционных живописных концепций. Павел Николаевич пишет "Декларацию мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода. На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны", которая с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Пейзаж "Формула весны", 1921-1929 годы. Противоположными настроениями отличалась картина "Животные", написанная в 1925-1926 годах.

Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей. Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. В связи со сложившейся ситуацией Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны.

Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. Теоретик "аналитического искусства" был женат, но не имел собственных детей.

Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши, и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве. В 1903—1908 он занимался в частной студии академика-гравера Л. Дмитриева-Кавказского для подготовки к экзаменам в Академию художеств. За годы обучения он совершил путешествия на лодке по рекам Шексне и Волге, и проявил при этом сильный характер и недюжинную физическую силу, пройдя на веслах в одиночку часть пути от Рыбинска до Казани. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». В 1907-1909 дважды совершил паломническую поездку в Палестину с заездом на Афон, изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. В 1908—1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело — и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги. В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Проступок Филонова больше состоял в своеволии — в классе он позволил себе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист — чистыми красками; так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл, и он покинул ее стены. Бегство в Египет Его работы — это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого. Для него всех этих категорий не существует, Вселенная — едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся.

Именно Гуз обратил внимание на рисунки Павла Николаевича, и сумел пристроить его в живописно-малярные мастерские. Какие только заказы не выполнял будущий авангардист — начиная от окраски уборных и смоления люков выгребных ям, до росписи квартиры министра внутренних дел Дмитрия Сипягина и промывки голубя под куполом Исаакиевского собора. С 1898 года Филонов по вечерам учился рисованию в классах при Обществе поощрения художеств, а в свободное время совершенствовал мастерство. К восемнадцати годам Филонов стал профессиональным маляром. И на годы вперёд основным средством его заработка стали росписи на заказ, а в промежутках он рисовал «в стол». Так, во время выполнения работ по росписи имения принцессы Евгении Ольденбургской в местечке Рамонь под Воронежем он выполнил несколько пейзажей акварелью и карандашом, а также впервые создал работу масляными красками - «Восход солнца на реке, протекающей подле Рамони». Вернувшись в Петербург, Филонов смог снять комнату на Васильевском острове. Он мечтал поступить в Академию художеств, для чего в Русском музее тренировался рисовать. Тогда же он создал первый свой портрет, запечатлев на нём сторожа малярной мастерской. Но экзамены он сдать не смог — от него потребовали написать обнажённую натуру, но никогда не занимавшийся этим Павел Николаевич не справился. Потерпев неудачу, Филонов стал учиться у известного в те годы живописца Льва Дмитриева-Кавказского, рисовал фигуры птиц, животных, а позднее и людей, познавая анатомию. Увлечённый рассказами учителя о путешествиях, Павел Николаевич сам подался в дальнюю поездку — в Иерусалим через Афон. Денег у него, разумеется, особых не было, поэтому в пути он подрабатывал, как мог: рисовал этикетки для разных товаров, был копиистом, писал на заказ портреты. В путешествии он увидел бежавших на пароходе жертв печально известного Кишинёвского погрома, и впечатления от этого вылились в созданную в 1912 году картину «Поклонение волхвов». Вернувшись из поездки, Филонов ещё два раза пытался поступить в Академию художеств. Лишь в 1908 году он был зачислен вольным слушателем. Чтобы постичь искусство, Филонов отказался от заказов, жил впроголодь, на чердаке старого доходного дома, но страсть его была сильнее всех лишений. Впрочем, академическая живопись быстро ему надоела, и, начиная со второго курса, Павел Николаевич стал экспериментировать с цветами. Он вступил в организованный его однокурсником кружок художников-экспериментаторов «Союз молодёжи». В 1910 году Филонов впервые принял участие в выставке авангардистов. Казалось бы, направление избрано, начат успешный путь в профессиональные художники. Но у педагогов было другое мнение — его обвинили ни много, ни мало в том, что он, дескать, «своими работами развращал товарищей» - и в 1910 году исключили. Собственно, Филонов сам был виноват — в ночь перед открытием академической выставки он скрытно раскрасил своё полотно «Натурщик», которое должно было экспонироваться. Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно.

Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее

Павел Николаевич Филонов — российский советский живописец, график, художник театра и педагог, член Ленинградского Союза художников[1], одна из фигур, определившая лицо ленинградской живописи 1910-1930-х годов ленинградской школы живописи[2]. Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. Выставка Павла Николаевича Филонова проходит в Москве в двух минутах ходьбы от Красной площади в Медиацентре парка Зарядье, на нижнем этаже центра. 3 декабря 1941 года ушел из жизни один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства Павел Николаевич Филонов.

140 лет со дня рождения художника Павла Филонова

Это Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда. В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий