Новости храм василия блаженного внутри

Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. Храм Василия Блаженного состоит из 11 приделов, 11 церквей. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. храм, увенчанный шатром. Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры.

Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году

Неделю назад побывала в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а проще говоря — Василия Блаженного, блог-тур в котором проводила сама Татьяна Сарачева, директор музея. это не одна церковь, а много разных приходов, объединённых одним зданием. История Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Внутри Собора Василия Блаженного можно делать фото при отключенной вспышке.

Храм Василия Блаженного: показать всё, что скрыто!

Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Грандиозная стройка в рекордные сроки Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год.

Именно поэтому все они представляют собой отдельно стоящие конструкции», — добавили в пресс-службе ГИМ. Новой системой навигации ранее были оборудованы еще два объекта музейного комплекса — главное здание Исторического музея и Музей Отечественной войны 1812 года. Следующим этапом станет создание системы навигации для недавно открывшегося после реставрации филиала «Палаты Бояр Романовых». Информационные стелы и указатели в музее установят до конца года. Также вскоре посетителям Исторического музея станет доступно мобильное приложение с навигацией по музейному комплексу, где можно найти описание более пяти тысяч экспонатов.

А вот имени создателя самого самого собора история до нас не донесла. Предположительно это были архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Впрочем, есть также версия, что это один человек. Кто бы это не был, по преданию Иван Грозный велел ослепить создателя, чтобы он не смог построить ещё одного такого храма. Насколько это правда — неизвестно. Но Постник потом ещё строил другие здания в Казани, а стало быть остался зрячим. Если вы будете в Москве на Красной площади, не ограничивайтесь беглым осмотром храма снаружи. Потратьте немного времени и сходи на экскурсию по собору.

За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна. Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер — идея Божественного покрова, распростертого над русской землей — укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор — пилястры, филенки, стрелы, розетки. Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках — изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку. В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь — самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница — хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись — имитация кладки из валунов — «дикий камень». Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом — памятник Минину и Пожарскому.

В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году Уникальность собора в неповторимой внешности: десять куполов (ни одного одинакового), восемь храмов, асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, узорчатая декоративная обработка куполов, орнаментальная роспись снаружи и внутри.
Мастер-классы и VIP-экскурсии: как Покровский Собор выживает в XXI веке | Аргументы и Факты Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Люди поклонялись его святым мощам и говорили: «Пойдем к Василию Блаженному». Поэтому храм и получил такое название. Внутри собора из мультимедийной презентации можно узнать историю жизни святого, увидеть несколько икон с изображением Василия Блаженного, а также посетить, несомненно, самую красивую церковь Василия Блаженного, где хранится рака с мощами. Василий Блаженный был юродивым, даже зимой он не носил одежды и получил благословение творить чудеса. Иван Грозный уважал его и прислушивался к его советам. Вы также можете увидеть слюдяные окна и часть старого купольного покрытия, вериги Ивана Блаженного, которые весят около 30 кг. Древние образы храма поясняют его название: в прошлом на Красной площади вдоль Кремлевской стены существовал ров, поэтому собор назывался «на рву».

Уникальные фрески берут начало с ХVII века. Значение ярких раскрасок доподлинно не известно. Идея подчинения малых сооружений главному собору принадлежит Ивану Грозному. Символ олицетворяет силу власти. Наполеон сравнивал собор Василия Блаженного с мечетью. Историки приписывают основу задумки казанскому молитвеннику Кул-Шариф.

После завоевания города русский государь разрушил мечеть, позолоченные купола вывез в Москву. Восемь сводов собора Василия Блаженного якобы повторяют минареты Кул-Шарифа, самый высокий купол символизирует победу, величие государства Русского. Цветущий рай в Москве Историки приписывают храму символики Небесного Иерусалима. Николай Чаев 1824-1914 поясняет необыкновенную расцветку видением Андрея Юродивого. Незадолго до конца жизни блаженный созерцал в Покровском соборе Богородицу на фоне цветущих садов невиданной красоты. Зодчие постарались воплотить задумку в жизнь.

Эпохи менялись вместе с представлениями людей о настоящем рае, собор претерпевал реконструкции. Неизменной оставалась ключевая идея: собор Василия Блаженного — прообраз рая небесного, цветущего сада. В оформлении просматривается виноградная лоза, бутоны цветов, растения, невиданные в Москве… Современный храм Василия Блаженного позволяет провести экскурсию по росписи различных веков: соседствуют XVII, XIX столетие. Покровский собор — удивительный памятник архитектуры. У прихожан вызывают недоумения изображения тюльпанов. Откуда зодчие узнали о средневековой Москве?

Приковывает внимание фреска с морской водорослью, не дублирующаяся в остальных элементах собора. Прогуливаясь по второму ярусу обора, участники экскурсии ощущают выраженную смену пространств, росписей, художественных композиций. Эффект сопоставим прекрасному лабиринту. Особенности архитектуры Возведение собора длилось 6 лет. Изначальная композиция изменена пристройками, поражает воображение даже по нынешним меркам. Сооружение предстает на экскурсии сводом из восьми соборов, окружающим наиболее высокий — девятый храм.

Внутри собора из мультимедийной презентации можно узнать историю жизни святого, увидеть несколько икон с изображением Василия Блаженного, а также посетить, несомненно, самую красивую церковь Василия Блаженного, где хранится рака с мощами. Василий Блаженный был юродивым, даже зимой он не носил одежды и получил благословение творить чудеса. Иван Грозный уважал его и прислушивался к его советам. Вы также можете увидеть слюдяные окна и часть старого купольного покрытия, вериги Ивана Блаженного, которые весят около 30 кг. Древние образы храма поясняют его название: в прошлом на Красной площади вдоль Кремлевской стены существовал ров, поэтому собор назывался «на рву». Сложная система лабиринтов соединяет небольшие церкви и выставочные павильоны, где сочетаются история, красота и религия. Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы можно узнать много интересных фактов из истории и жизни юродивых, полюбоваться древней архитектурой и прикладным искусством или просто побродить, погрузившись в атмосферу прошлого.

Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма. Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины. Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак. Реликвии и святыни Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви. Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни. От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора. Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью.

Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри

Как я уже упоминала, в прошедшую субботу, 4 августа, я с группой блогеров выбралась на экскурсию в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Пожалуй, внутри собор не менее удивителен! Внутри собора Василия Блаженного также находится музей, в котором представлены подлинные вещи, которые использовались в храме, например дарохранительница и хоругви. Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны.

Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО

Реконструкция собора До «большевистского переворота» собор реставрировали трижды. Наиболее масштабная реконструкция потребовалась после воспламенения на праздник Святой Троицы 9 июня 1737 г. В 80-х годах заменено покрытие главок, восстановлены иконы, заново отделаны интерьеры отдельных помещений. С 1997 года возобновлено богослужение. До сентября 2013 года реставраторам поручена реализация нового проекта реставрации, заказанная Министерством культуры. Требовалось поддержание специального климата, восстановление фресок XVI века. Прилегающее к собору пространство переформатировали, открыв публике оставшиеся элементы церквей, стоявших до возведения храма.

В 1812 году под крышей храма обосновались французские конюшни, затем собор собирались взорвать. В советскую эпоху партийный деятель Лазарь Каганович предложил демонтировать главный символ Москвы, обеспечив на Красной площади дополнительное пространство для парадов, демонстраций. Партийный деятель создал макет площади, содержащий легкосъемную конструкцию собора. Иосиф Виссарионович, увидев архитектурный образец в руках помощника, приказал: «Лазарь, поставь на место! Купола собора Покрова Пресвятой Богородицы В общей сложности Покровскую церковь Москвы украшают 11 куполов, 9 главок установлены над церквями, одна — над приделом Василия Блаженного, небольшой купол — над колокольней. Красочные своды привлекают внимание к уникальному рельефу, раскраске: цветным шипам, ромбам, орнаментам.

Изначально храмовый комплекс при Иване IV выглядел проще. Куполов было 25, расцветка - золоченая, форма — не луковичная, а шлемовидная. Фасады изначально были белыми. Уникальные фрески берут начало с ХVII века. Значение ярких раскрасок доподлинно не известно. Идея подчинения малых сооружений главному собору принадлежит Ивану Грозному.

Символ олицетворяет силу власти. Наполеон сравнивал собор Василия Блаженного с мечетью. Историки приписывают основу задумки казанскому молитвеннику Кул-Шариф. После завоевания города русский государь разрушил мечеть, позолоченные купола вывез в Москву. Восемь сводов собора Василия Блаженного якобы повторяют минареты Кул-Шарифа, самый высокий купол символизирует победу, величие государства Русского.

Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения. Наверх Церковь Трёх патриархов Константинопольских Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа 12 сентября н. В 1552 г. Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора. Наверх Церковь Киприана и Иустины Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 15 н. В этот день 1552 г. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый.

До 1600 года храм Покрова на Рву являлся наиболее высоким сооружением Москвы. Храм в честь чудотворца Официально собор называется Покровским, второе название - Василия Блаженного. Согласно преданию, юродивый Руси собирал пожертвования на постройку каменного храма, где был похоронен позднее. Легенды приписывают высокочтимому святому православной церкви дар провидения: чудотворец предсказал «Великий пожар», разрушение церквей Москвы с последующим возобновлением, начало «Золотого века» на Руси. Наследник престола Федор Иоаннович приказал возвести собор, посвященный народному молитвеннику в центре Москвы. Церковь Василия Блаженного, ставшая частью Покровского собора, работала круглосуточно, без выходных. Прихожане стали называть масштабный религиозный комплекс именем Блаженного. Царская казна, духовенство на Красной площади Строительство собора обошлось без подземных переходов, тайников. Подвальные помещения заменены общим основанием — перекрытым сводами подклетом без подпорок. Вентилирование обеспечено узкими зазорами — продухами. Изначально пространство обеспечивало функции царской сокровищницы. Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г. При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик. Изначально предназначение храма - мемориальный памятник. Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой. В религиозные праздники внутри Покровского собора помещалось небольшое количество прихожан, аналой выносили на Лобное место Москвы, церковь служила огромным алтарем. Русский архитектор или европеец До недавнего времени имя зодчего, трудившегося над собором Василия Блаженного, оставалось загадкой. Исследователи располагали несколькими версиями. Первое предположение — храм создан древнерусскими мастерами Постником Яковлевым, Иваном Бармой. Вторая версия представляет Яковлева, Барму одним человеком. Третий вариант - задумка принадлежит иностранному зодчему. Аналогии в церковном творчестве присущи западноевропейскому искусству. В настоящее время архитектором Покровского ансамбля, отдельной церкви Василия Блаженного, считается Постник Яковлев, уроженец Пскова. Существует грустная легенда о дальнейшей судьбе зодчего: Иван Грозный, восхищенный фантастической архитектурой здания, велел ослепить автора, не допуская возможности повторить столь величественную задумку.

Храм также признан одним из семи чудес России наравне с Петергофом в Санкт-Петербурге и Мамаевым курганом в Волгограде. Ежегодно его посещают сотни тысяч москвичей и туристов. Это навигационные стелы, таблички и указатели, с помощью которых посетители музея смогут лучше сориентироваться при осмотре всемирно известной достопримечательности. Вся информация представлена на трех языках — русском, английском и китайском», — рассказали в пресс-службе Государственного исторического музея. Шесть уличных навигационных стел расположены вокруг здания собора на Красной площади.

Что мы знаем и чего не знаем о соборе Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного — история создания и загадки собора собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.
Храм Василия Блаженного в Москве: история и обзор собора Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов.
Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль | РИАМО | РИАМО «Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем.
Что скрывается зимой в Храме Василия Блаженного: adelanta — LiveJournal Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет.
Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО - Вести Московского региона собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.

Храм Василия Блаженного - жемчужина российского зодчества (Москвa)

Этот день и считается датой завершения строительства храма. Рака с мощами Святого Василия Блаженного В центре собора находится главный храм — собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой. Первого октября 1552 года начался штурм Казани — тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему — и весь собор. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. Всего собор насчитывает одиннадцать куполов. Десять — это купола церквей по числу престолов, и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного.

Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света. Церковь Киприана и Иустины Память святых приходится на второе октября 15 октября н. Его память отмечается 30 сентября 13 октября н. В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни Казани. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.

Церковь Варлаама Хутынского Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Церковь Александра Свирского Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле.

Сначала — о названии собора. Изначально он освящался во имя дня казанской победы, Покрова Пресвятой Богородицы и поэтому официально называется Покровский собор на Рву ведь с 1508 по 1814 год по территории Красной площади проходил фортификационный ров. Однако новый храм возвели на месте церкви Святой Троицы, а в ней хранились останки знаменитого московского юродивого Василия Блаженного, причисленному к лику святых. В 1588 году к Покровскому собору пристроили церковь Василия Блаженного с отдельным входом — там поместили мощи «божьего человека», поклониться которым приходили толпы паломников. Вскоре все здание получило второе имя — собор Василия Блаженного. Надо сказать, что собор объединяет 11 приделов, освященных в честь святых, дни памяти которых пришлись на бои за Казань. Кто построил прекрасный храм? По официальной версии, автор проекта — знаменитый гений архитектуры XVI века Постник Яковлев, спроектировавший также Казанский кремль и храмы в Свияжском монастыре. Работал он вместе с зодчим Брамой. Впрочем, по распространенной теории считается, что соавтора у Постника не было, а «Брама» — это одно из его прозвищ.

Первоначально она была открытой [93] [109]. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись , которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом [113]. Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114]. Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году.

Собор построили во велению Ивана Грозного. Центральную церковь освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Часть из восьми окружающих её церквей освятили в честь святых, чьё чествование выпадает на дни решающих боёв за Казань. И только несколько десятилетий спустя сын Ивана Грозного повелел пристроить к собору ещё одну церковь и освятить её в честь местного юродивого Василия, которого похоронили возле стен здания. По легенде на могиле святого случалось много чудес и люди приходили поклоняться ему. Я отметил церковь Василия Блаженного красным В названии собора также упоминается ров. Имеется в виду фортификационный ров, который существовал на красной площади до 1814 года. Он назывался Алевизов Ров, в честь его создателя — Алевиза Фрязина.

Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль

Храму Василия Блаженного исполнилось 462 года / Автор. Храм Василия Блаженного. Вот только на самом деле у него совершенно другое название. Да и кем был этот Василий Блаженный? А в честь какого события в русской истории построили знаменитый храм? Как попасть в собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) в Москве, где купить билеты, на какие экскурсии стоит сходить, что посмотреть внутри храма и как добраться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий