Новости что такое нохчи

Что такое Нохча и как он связан с Чеченским наследием. Нохча является неотъемлемой частью Чеченского наследия и играет важную роль в сохранении и передаче культурных традиций и идентичности чеченцев.

Что такое Нохчи и что оно означает?

Мужчина, становясь на носки или на пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет «встал на пальцы» , 9. Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в танце, даже если они родственники, в отличие от осетин, кабардинцев и адыгов, у которых некоторые танцы исполняются под руку у мужчин и женщин. Возглас мужчины женщина в танце не произносит ни звука «xlopc - орс , х1орстоъ орстох. Так же, кстати, восклицают и соседние народы сравни: осетинское «арстох», даргинское «арстох» и т. Что же из идеалистических представлений предков нахов могло отразиться в танце? По-видимому, ответ стоит искать в солярном культе, существовавшем у нохчи в прошлом. Есть основания считать, что мужчина и женщина изображали движение солнца и луны. В древней нохчи легенде «Как возникли солнце, луна и звезды» говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов, не зная, что она его сестра.

После ее отказа, он взял золотую головешку и отправился к девушке. Долго-долго бежал он за ней, до тех пор, пока оба не погибли. Искры от головешки превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого человека - головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну». Есть у нохчи и загадка: «Знаешь ли ты, что это: брат не встречается с сестрой, сестра не может догнать брата?

У нохчи, как и у многих других народов, солнце чаще всего - могучее мужское божество. Космогонические представления предков нохчи отразились и в изображениях пиктограммах на поясных пряжках VI-V вв. Мужичи или на подобном же пиктографе на замковом камне одной из средневековых башен в Эгикале. По мнению М.

Каталога - каталог обновляется примерно через два дня. Это своеобразный рейтинг ресурсов Рунета; 6 Апдейт поведенческих факторов - когда меняется CTR сайта, посетители по-иному себя начинают на сайте вести; 7 Апдейт изображений - когда по сайту прошёлся робот, ответственный за индексацию картинок; 8 Апдейт зеркальщика - когда сайт посетил робот, ответственный за главное зеркало ресурса; 9 Апдейт фавикона картинки, расположенной слева от заголовка сайта - когда его находят робот; 10 Обновление поискового алгоритма - когда меняются алгоритмы по которым работают поисковые системы. Может поменяться, например, фактор ранжирования, после чего снижается его влияние на выдачу и сама выдача.

Под ее влиянием формировались многие аспекты культуры, языка и верований народа. Османская исламская традиция требовала нохчеев следовать строгим правилам и нормам поведения, а также активно пропагандировала турецкую культуру и язык. Эта эпоха оказала сильное влияние на народ, однако в то же время сохранение и своя традиционная культура и язык нохчи также были очень важны.

Период под властью империй стал периодом значительных изменений для народа нохчи. Важно отметить, что нохчи не только подпадали под влияние империй, но и активно противостояли им. Это были эпохи потерь, борьбы и выживания, но именно они помогли народу нохчи сохранить свою культуру, традиции и язык на протяжении веков. Новейшая история: советский и постсоветский периоды В советский период и в период после распада СССР нохчи столкнулись с множеством вызовов и изменений. Во время Советского Союза они сталкивались с политическим преследованием и репрессиями. В 1944 году советские власти провели депортацию народа чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан, обвинив их в предательстве во время Великой Отечественной войны. Это стало одним из самых трагических событий в истории народа, и его последствия ощущаются до сих пор. После распада СССР в 1991 году, Чечня объявила независимость от России, что привело к вооруженному конфликту между чеченскими сепаратистами и российскими вооруженными силами. Десятилетняя война привела к разрушению инфраструктуры республики и гибели тысяч людей. В 2000 году Россия возобновила военную операцию в Чечне и установила контроль над республикой.

Впоследствии начался период постсоветской реконструкции и восстановления республики. Однако, даже после завершения военных действий, Чечня продолжала страдать от насилия, коррупции и нарушений прав человека. В настоящее время нохчи продолжают бороться за сохранение своей идентичности и культуры. Они стремятся к миру, стабильности и улучшению экономического положения своей республики. Традиционные ценности и обычаи все еще имеют большое значение в жизни народа, и они передаются из поколения в поколение. Культура народа нохчи Одним из важных аспектов культуры народа нохчи является их традиционная одежда. Женщины нохчи носят яркие и красочные национальные наряды, которые выделяются особой выразительностью и изящностью. Мужчины также имеют свои традиционные костюмы, которые отражают их культуру и историю.

Его история практически один в один совпадает с историей Пророка Ноя. С древнейших времен чеченцы считали Ноя своим отцом и пророком. То есть по этой логике можно утверждать, что чеченцы — это первый народ после потопа. Данное самоназвание используют и современные жители республики. Также существует версия, что эти названия происходят от этнонима и топонима — крупнейшего чеченского племени Нохчмахкахой и наименования области его проживания в юго — восточной Чечне, которая также известна как Ичкерия. Первые упоминания этого сообщества как «Нахчаматьяны» обнаруживаются в средневековых грузинских и армянских хрониках.

Что такое нохчи на чеченском

В Туркменистане — 4500 2019 г. До 1921 года, когда была образована Республика, всех дагестанцев было принято называть лезгинами, что в корне неверно. Само название край получил от турков, так как это бывшая зона влияния Османской Империи. С тюркского Дагестан переводится как «горная страна». История же края уходит в глубокую Античность, когда там существовали десятки мелких государственных образований, которые время от времени поглощали друг друга. Отличия Самое большое отличие чеченцев от дагестанцев — это язык! Ведь у дагестанских народов есть разные языковые группы: тюркская кумыки, ногайцы, дербенты , иранская таты и горские евреи и т. Проще говоря, если дагестанцы и чеченцы будут говорить на родных языках, то они просто не поймут друг друга. Между собой они в основном общаются на русском со специфическим акцентом.

Грозный, 1973 содержит целый ряд ошибок. Республика Дагестан. Волкова Н. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. Еще в 1850-1917 гг. С 1957 г. Вопрос о возвращении им исконной территории до настоящего времени не решен. Вместе с тем, нельзя исключить и связь первой части этого названия с чеч. В этом вопросе, как и в толковании значения этого термина, мы разделяем точку зрения этнографа Н. Сулейманов А.

Чеченский язык относится к семейству нахско-дагестанских языков. Он имеет свою уникальную грамматику и словарь. Чеченцы гордятся своим языком и стараются передавать его следующим поколениям. Кроме языка, традиционная музыка и танцы также занимают важное место в культуре чеченского народа. Чеченская народная одежда тоже отражает богатую историю народа. Мужская национальная одежда включает в себя халат, нагайку пояс , папаху головной убор , а также различные украшения. Женская одежда включает в себя пестрая платья, браслеты, серьги и бусы. Украшения играют важную роль в традиционной культуре чеченцев. Религия играет ключевую роль в жизни чеченского народа. Большинство чеченцев являются мусульманами суннитского течения. Регулярные молитвы, посещение мечетей и соблюдение религиозных праздников являются важными аспектами чеченской культуры. Чеченцы также известны своими традициями гостеприимства. Они всегда рады принять гостей и угощают их традиционными блюдами, такими как хинкал, хлеб, мясо и традиционные праздничные конфеты. Семейные обеды и традиционные праздники собирают родственников и друзей вместе и сплачивают народ. Традиционная культура и обычаи нохча Чеченский народ, известный также как нохча, имеет богатую и уникальную традиционную культуру, которая охватывает такие аспекты, как язык, музыка, танцы, одежда и кухня. Обычаи и традиции нохча имеют древние корни и играют важную роль в жизни этого народа до сих пор. Семья является основной единицей общества нохча. Традиционная семья включает в себя несколько поколений, которые живут вместе под одной крышей. Большое значение придается уважению к старшим и соблюдению традиционных ролей мужчин и женщин в семье. Одежда является важной частью культуры нохча. Традиционная мужская одежда включает в себя черкеский плакман — куртку, изготовленную из длинного куска материи, и пачвар — широкие брюки. Женщины нохча носят платья с длинными рукавами и традиционные головные уборы, такие как хоста. Музыка и танцы также играют важную роль в традиционной культуре нохча. Музыкальные инструменты, такие как нохчачох небольшая грушевидная флейта , дхалхар ударная шкура , и гитара Кхурхач семиструнная гитара , используются для создания традиционных мелодий и ритмов. Традиционные танцы являются яркой и веселой частью культуры нохча. Танцевальные группы исполняют различные традиционные танцы, такие как «лезгинка» и «хочпач». Эти танцы характеризуются высокой энергией, динамикой и акробатическими элементами. Кухня нохча известна своими вкусными и питательными блюдами. Традиционные блюда включают мясо, рис, овощи, травы, сыры и молочные продукты. Популярными блюдами являются «чудук» ароматная говядина , «кебаб» шашлык , «ходжинокъал» плов и «чирва» суп.

Родственен Беной. Их более 50 тысяч. Центр — село Центорой Ножай-Юртовского района. Самый знаменитый представитель тейпа — «маршал лесной войны» Шоип-мулла Центароевский — наиб имама Шамиля. Живут по всей равнинной Чечне, в основном на востоке. Про них говорят, что они проведут и самого шайтана. Численность — 45 тысяч. Живут в основном на западе — в Малой Чечне. Центр — Шатойский район. Представитель тейпа — наиб Шамиля Дуба Чиннхоевский. Несмотря на свою неоднородность — они состоят из 7 тейпов, этот тукхум большинство чеченцев воспринимает как тейп. Численность — 40 тысяч. Делятся на Лам-Акхий горные аккинцы, живущие в основном на западе Чечни в Ачхой-Мартановском районе и Ара-Акхий равнинные аккинцы, живущие в Дагестане и на востоке Чечни. Их больше 30 тысяч. Живут в основном на востоке Чечни. Билттой и Белгатой. Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей — тейпов: билттой, белгатой и сесаной. Родственны ботлихцам, особенно белгатой. Белгатоевцем является Шамиль Басаев. Около 30 тысяч. Их более 25 тысяч человек. Бывший президент ЧР Доку Завгаев — представитель этого тейпа. Тейп, его атрибуты и история Тейп — традиционная социальная структура, основанная на кровно-родственных связях, но включающая в свой состав и группы людей иного происхождения. В Чечне сейчас более 150 тейпов. Их численность, состав и структура вызывают много споров среди обывателей и учёных. К примеру, общеизвестно, что семья Кадыровых принадлежит к самому многочисленному тейпу Беной, но сам Рамзан Кадыров заявил в интервью «ЧК», что является представителем тейпа Угро. В данном случае Угро всего лишь гар или некъи, входящий в состав тейпа, хотя и имеет, по некоторым данным, иное украинцы, запорожские казаки происхождение. Для того, чтобы обрести статус тейпа, родственная группа должна обладать несколькими атрибутами — определённым центром, селом, башней, родословной, в которой от основателя тейпа до современника должно быть как минимум 7 колен, и т. Если же тейп не отвечает большинству этих требований, он входит в состав другого тейпа или находится под его покровительством, в любом случае не образуя самостоятельного клана. Тейпы наряду с другими атрибутами в большинстве случаев обладали и летописью — тептар. В них записаны почти все в ХIХ веке излагались старинные предания о происхождении тейпа. Во многих тептарах сказано о том, что чеченцы являются выходцами из страны Шем или Шам Сирия. Ниже приведены отрывки из летописи тейпа Беной. Сайд-Али аш-Шами из царского рода...

Чеченские тайпы: как это устроено

Древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, этот термин от вайнахского слова «нах» - народ, люди! Похожие вопросы.

Чеченцы - это этническая группа, проживающая на территории Чеченской Республики в России. История и культура Чеченцы имеют богатую и славную историю, которая насчитывает несколько веков. Их культура формировалась под влиянием разных народов и имеет свои уникальные особенности.

Одной из важнейших черт чеченской культуры является их язык - чеченский, который относится к северо-восточной группе нахско-дагестанских языков. Это одно из самых древних и сложных языков на планете. Он отличается своей фонетикой, грамматикой и уникальными конструкциями. Чеченская культура также богата в области музыки и танца.

На чеченском языке имя пророка Ноя звучит как «Нох», поэтому данный момент ни у кого не вызывает сомнений.

Но, в отношении частицы «чи» в последние годы появились самые различные толкования. Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи». Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди». Ниже попытаюсь доказать вам это. Правда ли, что «нохчи» в переводе значит — «Народ Ноя»?

В чеченском языке есть много слов с частицей «чи». Например, «элстанчуо» либо «элстанча» , «элча», что в переводе значит слово «Пророк», хотя если смотреть семантику слова, то получим: «эла» — Бог и «ча» — человек, то есть — Божественный человек. Я надеюсь, что вы уже поняли, что «ча» — это единственное значение частицы «чи». Точно также образуются еще сотни чеченских слов. Еще один наглядный пример — слово «иллаН-ча», что значит «певец».

Но, если рассмотрим подробнее, то получим «илла» — песня, «ча» — человек. Таким образом, соединив эти две составляющие, образуем слово «илланча» — человек-песня. Но, не стоит обольщаться, так как есть еще два очень интересных предположения. Ведь, есть в чеченском языке и другой перевод слова «нох» — это плуг. И сторонники этого мнения утверждают, что чеченцы под словом «нохчо» подразумевают «плужника».

Вот вам какой поворот событий. Известный этнограф Саидов И. Но, порывшись в литературе, я пришел к очень интересному выводу. Если вы помните, в Библии кстати, в Исламе тоже это упоминается написано, что после того, как произошло первое убийство человека, когда Каин омертвил своего родного брата Авеля, Бог в наказание ему проклял всю землю. Каин и все его потомки не могли заниматься земледелием, пока не появился Ной.

Сейчас — лишь склепы, башни и орлы. Эта достопримечательность входит в список самых труднодоступных в России. Но наших корреспондентов это не остановило Около сорока тайпов названы в честь народностей. Это свидетельствует об их нечеченском происхождении: например, гумкий — кумыки, чергази — черкесы, ногий — ногайцы. Натаев объясняет это тем, что, несмотря на расхожее мнение, вайнахское общество никогда не было закрытым. У чеченцев даже существовал обычай «сту бийна ваша» — «брат, зарезавший быка».

Это торжественный обряд жертвоприношения и пиршество в честь принятия в тайп представителя другого рода или нации. С тех пор человек становился полноправным членом этого братства и получал его защиту. Из тайпа могли и изгнать за совершение какого-либо проступка, причем наказанию и осуждению подвергался не только сам преступник, но и его семья. У чеченского тайпа был ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тайповой горы, башни и родового кладбища. Жену, кстати, хоронили на кладбище тайпа мужа.

Кроме того, во всех тайпах женщины не имели права голоса при обсуждении важных вопросов — все решения принимались исключительно мужчинами. Внутри каждого тайпа был свой свод правил и законов. Всем тайпом помогали семьям или людям, пострадавшим от бедствий и несчастий, а в случае смерти человека траур объявлял весь род. В современных чеченских тайпах, которые насчитывают до десятков тысяч человек, многие из этих правил уже забыты. Связанные одной ветвью Со временем тайпы разрастались, и структурное деление внутри них увеличилось. С XV века, с тех пор, как чеченцы начали переселяться на равнину, тайп стал распадаться на гары — ветви, каждая из которых после могла образовать свой собственный тайп.

Гары, в свою очередь, распадались на некъий — это слово переводится как «путь» или «потомство». Каждый чеченец должен был знать своих предков до седьмого колена.

Нохчийчоь (Чечения) — Ичкерия

Логично предположить, что «чи» — это «народ» или «люди». Первым, кто подтверждает эту теорию, является языковед Дирр. Он утверждает, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». Изначально эта часть была найдена как самостоятельная единица предложения в древнем яфетическом кавказском языке. Коварная частица «чи» Многие годы армяне, грузины и, конечно же, чеченцы работали над толкованием слова «нохчи». По-чеченски «Нох» означает имя Ноя. Но вот с остальной частью этого слова возникают проблемы. Некоторые специально не обращают внимание на «чи», утверждая, что для того, чтобы назвать народ людьми Ноя вполне достаточно и корня «ноах». Но как показали исследования, частица «чи» действительно исторически означает «народ». Это осознали после анализа некоторых совпадений.

Исследователи обратили внимание на чеченское слово «элча» — «пророк». Корень этого слова «эл», а всем ученым известно, что «Эла» — это «Бог». Что тогда означает «ча»? Логические рассуждения приводят нас к тому, что если «Элча» «Пророк», «Эла» — «Бог», значит «ча» — «человек». То есть дословно получается не пророк, а «божий человек». Теория «плуга» Есть и другое предположение, которое позволяет утверждать, что чеченцы нохчи — это «люди Ноя». С языка этого народа «нох» переводится как «плуг». Казалось бы, что общего имеет это орудие труда с последним патриархом? В Библии имеется знаменитая история про братоубийство Авеля.

Тогда Бог проклял землю, и Каин не мог заниматься на ней земледелием. Потоп это дело исправил. Всевышний смиловался, и грунт снова стал плодоносным. Теперь дети Ноя могли заниматься земледелием. Чтобы возделывать почву необходим был плуг. Именно Ной пришел на помощь к своим потомкам и воссоздал это орудие труда. В честь пророка плуг назвали «нохом». Вообще эта история очень сильно напоминает сказание про богатыря Нохча. Сейчас трудно разобраться с тем, какая из них была первой.

Русская отгадка Но возвращаясь к частице «чи» нужно обратить внимание и на русский язык. Славяне были соседями нахов, поэтому в первое столетие их проживания происходил культурный обмен. Также народы связывает и общая история. Поэтому неудивительно то, что частица «чи» и тут нашла свое применение. Например, нужно обратить внимание на название жителей того или иного города.

Женщины носили: длинные рубахи до колен, синего или красного цвета; широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток; сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами; молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие; голову покрывали платком из шелка или шерсти.

Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане; в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства. Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.

Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом. В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником. Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше.

И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства. Характер Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе. Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии.

В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху. Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи. Традиции Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье.

Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны. Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так.

Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений.

Тайповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса, хотя в разных районах Чечни и Ингушетии данный термин может восприниматься немного по-разному... Также исследователи распространяют это наименование и на исторических средневековых предков чеченцев и ингушей: все локальные этно-территориальные объединения-«общества» сформировавшие эти два народа, и два отдельных этноса — аккинцев самоназв.

Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко, имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка — «По походке узнаешь, каков он», говорят в народе. Особенную, знаковую, нагрузку несут усы — «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов! Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!

И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. Особые цифры - 7 и 8 В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии.

Мужчине обязательно знание семи предков. Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной — цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек иначе - из пар отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица — «Портится мужчина — портится семья, испортится женщина — портится весь народ». Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение «материнский язык» употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение «материнское молоко» - когда осуждают за неблаговидный поступок.

И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника. Все ли живы, здоровы? В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины- кормильца. Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие.

И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа — его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он идет выражать соболезнования. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту.

Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове — чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства — защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием.

Он может только сделать подарок детям. Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности. С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку. Адат в современной Чечне Адат — от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права — шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений кровная месть, побратимство и др. Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения.

Этот свод этических норм, традиций и правил поведения — с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне. О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» «Голос Отчизны». Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими ламкерстами.

Что значит нохчи

Что такое Нохча и как он связан с Чеченским наследием. Нохча является неотъемлемой частью Чеченского наследия и играет важную роль в сохранении и передаче культурных традиций и идентичности чеченцев. Он утверждал, что такое название появилось среди коренных жителей в XVII веке, когда они стали спускаться с гор на равнину. Нохчи что это такое Нохчи – так что же это значит? Очень давно ведутся споры по поводу перевода слова «нохчи». Споры по поводу «нас так называли или мы. это народность, проживающая в Чеченской Республике, расположенной на территории России. Принято считать, что термин «чеченцы» стал употребляться после разгрома нохчами русского контингента у Чечен – аула на реке Аргун в 1732 году.

Нохчийчоь (Чечения) — Ичкерия

Хотя, я решил дать вам здесь несколько вариантов трактовки слова «нохчи». Интересное объяснение я вычитал в одной из социальных сетей. Смысл сводился к тому, что идут споры по поводу того, как правильно произносить — «нОхчи» или «нАхчи». Ответ одного пользователя мне очень понравился: «Это тоже самое, что сравнивать Израиль и Исраиль». Кстати, прочитайте статью о моем путешествии в Израиль — здесь. Далее он дает развернутый ответ к каждой букве: НА — означает мать. Ведь, если перевести на чеченский язык слово мать, то оно будет «нана», то есть, НА — это сокращенный вариант. Х — на чеченском — это «твой», «ты», «ваша» и так далее. Ч — дом, родной очаг, ущелье. Самое интересное, что тут приведены для примера названия некоторых населенных пунктов в Чечне — Мартан-чу, Гихи-чу и другие.

И — переводится, как «это». В итоге получаем следующее значение слова «нАхчи» — «родной очаг — это мать твоя»! Конечно же, интересное мнение, но оно никакими научными данными не подкреплена, поэтому предлагаю обратиться к более достоверным источникам. Кавказские народы всегда были любопытным объектом для исследований, поэтому недостатка информации в этом вопросе нет. Например, когда я писал статью «История вайнахов», то столько литературы набралось, что выбирать самое главное было для меня сложной задачей. Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя». Семантика слова состоит из двух составляющих — «нох» и «чи». На чеченском языке имя пророка Ноя звучит как «Нох», поэтому данный момент ни у кого не вызывает сомнений. Но, в отношении частицы «чи» в последние годы появились самые различные толкования.

Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи». Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди». Ниже попытаюсь доказать вам это. Правда ли, что «нохчи» в переводе значит — «Народ Ноя»? В чеченском языке есть много слов с частицей «чи». Например, «элстанчуо» либо «элстанча» , «элча», что в переводе значит слово «Пророк», хотя если смотреть семантику слова, то получим: «эла» — Бог и «ча» — человек, то есть — Божественный человек. Я надеюсь, что вы уже поняли, что «ча» — это единственное значение частицы «чи». Точно также образуются еще сотни чеченских слов. Еще один наглядный пример — слово «иллаН-ча», что значит «певец».

Но, если рассмотрим подробнее, то получим «илла» — песня, «ча» — человек. Таким образом, соединив эти две составляющие, образуем слово «илланча» — человек-песня. Но, не стоит обольщаться, так как есть еще два очень интересных предположения. Ведь, есть в чеченском языке и другой перевод слова «нох» — это плуг. И сторонники этого мнения утверждают, что чеченцы под словом «нохчо» подразумевают «плужника». Вот вам какой поворот событий. Известный этнограф Саидов И. Но, порывшись в литературе, я пришел к очень интересному выводу. Если вы помните, в Библии кстати, в Исламе тоже это упоминается написано, что после того, как произошло первое убийство человека, когда Каин омертвил своего родного брата Авеля, Бог в наказание ему проклял всю землю.

Каин и все его потомки не могли заниматься земледелием, пока не появился Ной. После всемирного потопа проклятие было снято, и Ной снова придумал плуг для обрабатывания земли. В честь Пророка и был назван «плуг» — «нох». Верите ли вы в это или нет, я не могу знать, но есть и такое мнение. Я же говорил выше, что не буду давать вам здесь одного точного перевода. Кстати, сами чеченцы верят в то, что Ной — это и есть легендарный прародитель чеченского народа Турпал Нахчуо. Его история практически один в один совпадает с историей Пророка Ноя. Ну, и второй интересный, основанный на общевайнахском языке. Повторюсь, в статье «Можно ли говорить о том, что чеченцы и ингуши являются одним народом?

Так вот, на этом же языке слово «чуо» то есть «чи» означает «место», «территория». Согласно данному толкованию, мы получим, что нохчи — это «территория народа». Кому и чему верить, решайте сами. Пусть простят меня чеченцы, но мне больше нравится значение слова «нохчи» — пахари. Этот народ на протяжении всей своей истории реально «пашет» и время от времени отвлекается для защиты своей чести и свободы. На этом я заканчиваю. В завершении хочу сказать, что самым родственным народом для чеченцев являются — ингуши.

С этой территории начинается их расселение, чтобы в результате занять всю территорию Ингушетии и Чечни. Существуют схожие черты и в чеченских преданиях, где братья имели несколько измененные имена, но смысл легенды оставался неизменным. Легенда о сирийском князе О другом предании, которое позволяют пролить свет на происхождение слова нохчий, является произведение У.

Лаудаева, который в далеком 1872-ом году совершил странствие по Кавказу и собрал немало местных легенд. Одна из них говорит о князе, который сильно разъярил своего владыку, из-за чего должен был оставить Сирию и отправиться на Кавказ. У него и был младший сын, который получил имя Нахчой. Его вотчиной стали земли, на которых проживают современные чеченцы, что и послужило причиной появления термина. Но стоит отметить, что уже сам У. Лаудаев выражал определенный скепсис относительно достоверности подобной легенды. Тем не менее, данная легенда и сегодня остается востребованной среди исследователей, которые даже сумели обнаружить дополнительную информацию по этому вопросу. К примеру, одним из таких фольклористов выступает профессор Г. В своей работе он сообщает о том, что нахи происходят от сирийца высокого происхождения, который по причине кровной мести отправился в Грузию, а затем отправился в Чечню.

Между тем, по-чеченски «цветок» звучит как зезаг и именно эта форма легко восстанавливается в соответствии с законами языковой трансформации. На Маяцком городище, в слоях относящихся к хазарскому периоду, сохранились отдельные надписи, сделанные руническим письмом, принятым у древних тюркских народов. Обращают на себя две надписи, содержащие имена личные: «Ума и Ангуш наши имена»; «Элчи, и Ата-ач, и Бука трое их». Из упомянутых в этих надписях пяти имен, по крайней мере, четыре ассоциируются с чеченскими именами. Так, Ума — личное имя, до сих пор распространенное среди чеченцев фамилия Умаевых , а Ангуш по-чеченски означает буквально «виден горизонт». Известно селение Ангушт в Тарской долине, от названия которого и происходит современный этноним ингуш. И, наконец, Бука — еще одно чеченское имя, которое в настоящее время используется почти исключительно как детское прозвище. Достаточно много материала для размышлений дает нам и топонимия хазарского периода. Впрочем, это материал достаточно трудный для работы, поскольку большая часть названий известна либо по арабо-персидским источникам, либо из переписки кагана Иосифа. Как арабское, так и еврейское письмо характеризуется отсутствием гласных звуков, которые далеко не всегда обозначаются вспомогательными диакритическими знаками. Добавим к этому специфику звуковой транслитерации в арабском, древнееврейском и персидском языках. Благодаря двум этим причинам установить подлинное звучание тех или иных топонимов часто оказывается такой же сложной задачей, как расшифровка секретного шифра. Но есть еще два фактора, которые необходимо постоянно учитывать при попытке установить этническую принадлежность того или иного топонима. Во-первых, Хазария представляла собой полиэтничное государственное образование, объединяющее народы самого разного происхождения. Поэтому топоним, зародившийся в одной языковой среде, после определенной трансформации мог перейти в другую языковую среду, а уж затем только попасть на страницы рукописного источника, выполненного совсем другим языком. Эти языковые напластования необходимо снимать как луковую шелуху, что не так просто даже для лингвистов высокого уровня. Во-вторых, трехсотлетняя история Хазарии характеризуется постоянно развивающимся процессом тюркиизации ее населения. К сожалению, мы не можем проследить этот процесс в деталях, хотя и имеем в своем распоряжении прямые указания на его наличие. Так, согласно сообщению ал-Бируни, аланы, постоянно живущие в последней столице каганата — городе Итиль, говорят на смешанном хорезмийско-печенегском наречии. Следовательно, к середине VIII в. Можно, однако, предположить, что южнее, а именно в областях Северного Кавказа, где проживала основная масса не тюркского населения, этот процесс либо шел гораздо более низкими темпами, либо не шел вообще. Для нас важно иметь представление об ассимиляционных процессах в Хазарии потому, что это позволяет уточнить время возникновения того или иного топонима. Ясно, что после того, как какая-то область подверглась тюркиизации, здесь невозможно возникновение топонима не тюркского происхождения. Если же мы его обнаруживаем, это означает, что появился данный топоним гораздо раньше. Таким образом, мы можем утверждать, что нахская нохчи топонимия Хазарии относится к наиболее раннему периоду существования каганата. Прежде всего, обратимся к топонимам, известным благодаря арабоязычным источникам. Все упомянутые ниже топонимы, локализуются на Кавказе и расположены на территориях либо подвластных хазарам, либо поддерживающих с ними постоянные отношения. Один из наиболее известных хазарских городов является Саркел, название которого в восточных летописях пишется как Ш-р-кил. По нашему мнению, это открывает возможность прочтения как Шира г1ала — «древний город-крепость». В списке подчиняющихся ему причерноморских городов каган Иосиф называет и К-р-ц. Это город Керчь, в названии которого легко читается чеченское — Кхерч «очаг». На Таманском полуострове, на самом берегу Керчинского пролива, находился город, известный в византийских источниках как Таматарха, а в русских летописях — Тмутаракань. Сами хазары называли его Самкерц. Корень сам легко трансформируется в хорошо знакомый нам корень шам. Окончание керц — либо чеченское кхерч «очаг» или «жилище» , либо чеченское же х1ар ц1а — «этот дом». Расшифровку с чеченского языка мы можем предложить еще для одного топонима, восходящего к хазарскому периоду — Семикаракор. Распространено мнение, что в его основе лежат три тюркских корня: semiz — крепкий, kara — черный или sara — желтый, kel, kal — крепость. В целом же перевод на русский язык звучит как «Крепкая сильная черная желтая крепость». Определенный интерес для нашего исследования представляет и мусульманская гвардия каганов, известная под названием ал-ларисийа или ал-арсия. В связи с этим С. Плетнева выдвинула предположение, что хазарская гвардия была сформирована из остатков племени аорсов, входивших в аланский племенной союз и долгое время обитавших в нижнем течении реки Амударья. Мы уже неоднократно говорили о собирательном характере этнонима алан и ссылались на мнение ряда авторов, убежденных в том, что этнические нахи нохчи составляли большую часть алан. Абаев переводит с осетинского как «белый». Само слово арс некоторые чеченские авторы переводят как «поляна». Не следует забывать и о некоторых особенностях государственного и общественного устройства Хазарского каганата, имеющих прямые аналоги в общественном устройстве чеченцев нохчи. Например, в своем письме каган Иосиф указывает, что вся территория Хазарии делилась на родовые владения, принадлежавшие тому или иному роду. Аналогичную картину мы долгое время наблюдаем и у чеченцев нохчи. Вообще, для хазарского государства на протяжении большей части его истории характерна высокая терпимость к национальным и конфессиональным различиям. Да и само описание последней хазарской столицы, города Итиль на Волге, заставляет вспомнить более ранние столицы, располагавшиеся на территории современной Республики Дагестан. В частности, и там, и здесь отмечается большое количество садов и виноградников. На основании всего вышесказанного мы вправе сделать вывод о том, что значительную часть населения Хазарии составляли этнические предки современных чеченцев нохчи , которые впоследствии подверглись тюркской ассимиляции. Чеченское нохчи присутствие обнаруживается как в ранней хазарской ономастике, так и топонимии. Кроме того, мы можем утверждать, что нахи нохчи оказали заметное воздействие на религиозную жизнь Хазарии. Для нахского нохчи населения, рассеянного на огромной территории от Ханаана до Хорезма характерна приверженность к разным формам монотеизма. В принципе, иудаизм религия пророка Мусы Моисея , христианство религия пророка Исы Иисуса Христа и ислам религия пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует — представляют собой одну и ту же религию, в основе которой вера в Единого Бога. Все известные пророки были посланы к разным народам с одной и той же вестью: «Нет другого Бога, кроме Единого Бога». Религия Единобожия от Адама до Мухаммада одна и не Аллах делит людей, но люди сами делят себя и религию. История хазарской государственности завершилась в 965 году походом киевского князя Святослава. Одновременно началась история русского государства, в основе которого мы обнаруживаем все тот же нахский нохчи этнический элемент, который находили и в Хазарии. Вообще, история возникновения древнерусского государства содержит немало темных мест, одним из которых является происхождение самого этнонима русы. Широкое распространение получило мнение, что этноним русы произошел от славянского слова русый, имеющий значение «светлый, красный, яркий». Как бы то ни было, но письменные источники раннего средневековья как западноевропейские, так и арабоязычные явственно различают русов от славян. Причем, согласно свидетельствам современников, русы собирали дань со славян и являлись, таким образом, социальной верхушкой Древнерусского государства. Об этом писали арабские географы еще в IX в. Для нашего исследования принципиально важно отметить, что корень рус мы обнаруживаем на обширном пространстве от Древней Руси на севере до Египта на юге и объяснить его столь широкое распространение можно только тем, что вся эта территория некогда служила ареалом обитания древнего чеченского нохчи этноса. Сейчас мы можем дополнить этот ряд примеров. Чеченское слово са в настоящее время также имеет не одно значение: «дыхание», «душа», «свет». Поэтому арса можно перевести как « имеющие княжескую душу» т. Возвращаясь к библейскому названию Палестины, напомним — некоторые исследователи полагают, что из основы Erez появилось египетское название Палестины в текстах Нового царства — Рутену или Рузену. Особо обратим внимание, что египетскую надпись Рутену можно прочитать и как Рузен, откуда легко получается Русена. Как видим, в этом названии присутствует та же корневая основа, что и в библейском названии древней Палестины — Arzenu. А, кроме того, сама собой напрашивается еще одна параллель — с хурритским государством Арсава Арцава, Арзава , граничившим с империей хеттов. Вообще, по мнению И. Кстати говоря, в египетский текстах мы обнаруживаем еще одну интересную параллель, ведущую к языку чеченцев нохчи. Для обозначения могучего воина-витязя египтяне пользовались словом ариэль. Этимология этого слова неясна, но нам представляется, что происходит оно от чеченского нохчи Эли эл — «царь царей». Но и это еще не предел южного распространения топонима Русь. На юге Аравийского полуострова к юго-востоку от города Сана, столица Йемена находится местность, с названием ар-Рус — «Страна Рус», а огромный солончак на юго-востоке Аравии носит название Аба ар-Рус — «Отцы русов». Все сказанное выше, дает нам право связать этноним русы с чеченским нохчи этническим элементом, который сыграл решающую роль в консолидации восточнославянских племен, которые вошли в состав Древней Руси. Между прочим, автор настоящего исследования далеко не единственный, кто связывает происхождение этнонима русы с некой господствующей социальной верхушкой. Например, российский исследователь Ю. Петухов полагает, что корневая основа рус в разных языках имеет значение «царь, князь, властитель», например, латинское rex — «царь», индийское раджа — «князь», французское сир и английское сэр.

Тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, не мог доказать свою принадлежность к народу. Именно этот седьмой предок и становился основателем некъий. Часто фамилию чеченцы берут именно от него. Хотя есть тайпы, которые не придерживаются этого правила, и вот уже на протяжении многих поколений она остается созвучной их роду: Аллероевы, Бильтоевы и т. Чем малочисленней тайп, тем строже в нем придерживаются экзогамии. Считается, что лучше вступать в брак с представителем другого тайпа. Кроме того, у чеченцев не приняты браки между родственниками в пределах одного некъий, хотя ислам позволяет жениться уже на двоюродной сестре. По своей сути это клан, как те самые дома Тиреллов или Ланнистеров в «Игре престолов». Некоторые считают, что в случае убийства невинного человека весь тайп объявлял кровную месть роду обидчика. Но на деле возмездие таких масштабов могло привести к кровопролитной войне. Кровная месть как раз и распространялась на уровне «цхана цийна нах». Об этом, в частности, говорит и тот обычай, что сразу после убийства близкие родственники виновного по мужской линии покидали свои дома и скрывались. Тайпы объединяются в тукхумы. В Чечне девять тукхумов, самый крупный из них — нохчмахкойский. В него входят беноевцы, цонтароевцы, белгатойцы, билтойцы, гендаргеной, гордалоевцы, гуной, зандакой, куршлой, чермой, эгашбатой и эрсаной. Высший орган управления страной у чеченцев Мехкхел — аналог современного парламента — состоял из глав тукхумов. Он перестал действовать в начале XX века. Предложение, от которого невозможно отказаться Один из первых вопросов, который задают чеченцы при знакомстве: «Хо тайпан мила ву? Зачастую это спрашивают даже раньше имени. И если вдруг окажется, что вы с собеседником принадлежите к одному роду, нужно его уважить, решить его вопрос, помочь — в общем, соблюсти все правила хорошего тона , чтобы тот не посчитал тебя малодушным.

О термине нохчи

Токование значения слова Нохчи, подробное объяснение значения слова Нохчи. Узнай, что значит Нохчи на слеге молодежи. С течением времени нохчи начали мигрировать на территорию, которую они сейчас населяют — Чеченскую Республику. Наиболее же достоверным свидетельством переднеазиатского исхода народа нохчи является чеченский язык – нохчийн мотт, который исследователи относят к наиболее древним языкам мира. Нохчи славятся своей боевой духовностью, выразленной в борьбе за свою независимость, а также в проявлении силы и мужества на поле боя.

Вот что значит «нохчи»

Хотя существует версия, по которой термин "нохчи" означает "люди Ноя", ведь в нахском языке "Нох" переводится, как "Ной", и именно так оно записано в Коране. Что значит слово нохчи на чеченском. “Нохча” – это слово, которое объединяет чеченцев и позволяет им сохранять свою уникальность и идентичность. Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий