Одна из первых официальных научных экспедиций на Утёс Степана Разина была организована в 1907 году.
Территории охваченные восстанием степана разина
Восстание под предводительством Степана Разина карта. Восстание Степана Разина карта основные города. Основные Маркеры на карте: Запоминай маркеры на карте (их я уже для вас выделила на карте): Кагальницкий городок – Царицын – Астрахань – Саратов, Самара – осада Симбирска – отступление на Дон – пленение Разина и его казнь.
Территории охваченные восстанием степана разина
Использование материалов, опубликованных на сайте saratov. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал saratov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте saratov. Использование материалов, опубликованных на сайте saratov. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал saratov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
В богатых шелках и на сытых конях, они поблескивали дорогими саблями с драгоценными камнями. Посматривали завистливо на бояр, помахивая невзначай перстами, усыпанными серебряными кольцами - "Чай бояре, и мы не лыком шиты, почти ровня вам! За дворянами шли полки иноземного строя пешие и конные.
Гусары и мушкетеры, егери и застрельщики, в разноцветных новеньких кафтанах они сверкали секирами, бердышами, мушкетами и пищалями. Казанские стрельцы не перешли на сторону Разина потому что снабжались лучше всех Казанские стрельцы не перешли на сторону Разина потому что снабжались лучше всех А уж потом топали обычные стрельцы, в перештопанных кафтанах, но сытые и вдохновленные окружающей силой. Замыкали колонну немецкие рейтары с длинными убойными пистолетами и копьями. Они были и вокруг колонны, периодически вступая в бой с хаотично появляющимися бунтовщиками. Смешивая грязь и кровь карательное войско России подошло к осажденному атаманом Разиным Симбирску. Внезапно к воеводе Борятинскому подскочил передовой дозор: "Казаки и голытьба идут от Симбирска! Раздались отрывочные команды, заверещали горны.
Данным документом романовские бояре признавали высокое сословное положение Федора Шелудяка и его командиров. Разинские вожди не являлись для них в качестве простых казаков и тем более — крестьян. Они принадлежали к высшему руководящему сословию Руси-Орды. Обстоятельства поражения разинцев весьма темны.
Романовские историки утверждают, что Степан Разин был захвачен в плен на Дону в результате предательства. Его привезли в Москву. При этом допрос и розыск были жестокими и скорыми. Казнь также была жестокая и скорая.
Романовские власти, сам царь Алексей "Тишайший" и бояре, а также иностранцы, наводнившие тогда Москву, очень боялись волнений простого народа. Поэтому предпринимались все меры предосторожности. Площадь, на которой должны были казнить Степана Разина, окружили, по приказу царя, тройным рядом преданнейших иноземных солдат. В середину огороженного места, где осуществлялась сама казнь, кроме иностранцев, никого не допускали.
А в самой столице на каждом перекрестке стояли вооруженные отряды романовских войск. Романовские чиновники нашли и уничтожили все до единого документа разинской стороны. Долго пытали в застенках брата Степана Разина — Фрола, допытываясь, где еще спрятаны разинские документы. Он показал во время пыток, что Степан Разин, будто бы, закопал кувшин с документами на одном из островов реки Дон — «на урочище, на Прорве, под вербою».
Сюда были посланы отряды солдат, которые перекопали весь остров, перелопатили землю под всеми вербами, но ничего не нашли.
Выбор цветовой схемы:
- Карта восстания степана разина - фото сборник
- Выбор цветовой схемы:
- Восстание Степана Разина | Русская История Вики | Fandom
- Стенька Разин и его воровская судьбина...
По тропам Степана Разина или путешествие в «саратовский Крым»
Именно отсюда пришли Емельян Пугачев и Степан Разин. Карты помогут найти нужное место даже без точного адреса и построят до него маршрут на общественном транспорте, автомобиле или пешком. все новости чемпионатов. Войско Степана Разина, соединившись с отрядами перешедших на его сторону стрельцов, 2 июля 1670 года овладело Астраханью. Ранним утром 15 августа 1670 года войско Степана Разина подошло к стенам Саратова.
Тайна кладов Степана Разина и Емельяна Пугачева
ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА.» на канале «Star Media» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 июня 2023 года в 15:47, длительностью 00:09:13, на видеохостинге RUTUBE. Поражение Степана Разина (его 20-тысячной армии) и уход его с отрядом казаков на Дон. Степан Разин карта Восстания Степана Разина. Карта восстания степана разина 1667 1671. Читайте также. Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина стало одним из многих бунтов в XVII веке. 24 апреля 1671 года был пленен донской атаман Степан Разин.
Где искать клад Степана Разина?
Но для Мильтона библейские сказания - только аллегория, в которую он вкладывал свое реальное содержание. Таким образом, он как бы маскировал революционный смысл своей поэмы и получал возможность внушить в эпоху реакции свои взгляды читателю, невольно воспринимавшему Библию по-новому. Мильтон обобщал внешнюю идеологическую форму английской революции, которая, по выражению Маркса, "только рядилась в библейские одежды". Будучи самым крупным феодалом, католическая церковь являлась объединяющим центром всей феодальной системы и освящала ее своим авторитетом. Естественно, антифеодальная буржуазная революция, стремясь прежде всего сокрушить этот основной оплот феодализма, не могла не использовать такого авторитетного источника аргументов против католической иерархии, как Библия; поскольку же религия захватывала тогда почти все области общественного сознания, постольку и социально-политическая борьба и идеология революционной буржуазии отливались в религиозные формы, тем более что Библия являлась всеобщей энциклопедией того времени. Целый ряд мест в "Потерянном рае" подтверждает его политический характер, воспроизводит различные сцены из великой борьбы. Так, образы ангелов-воинов, военный совет в раю, поражение сатаны повторяют картины гражданской войны; отдельные персонажи поэмы как бы списаны с натуры, символизируя борющиеся классы: сатана и бог - республиканцы и роялисты. Бог, сидящий на престоле и окруженный ангельскими чинами, напоминает Карла I и его двор. Вместе с тем он и олицетворение чистоты, разума и свободы, т. Так же двойственно изображен и сатана.
Самый яркий и сильный персонаж "Потерянного рая", он больше всего удался Мильтону. Это действительно образ мирового мятежника и революционера; симпатии Мильтона в момент восстания сатаны всецело на его стороне. Столь же близок ему и побежденный сатана; здесь Мильтон как бы вновь переживает горечь поражения революции: это драма самого поэта и его соратников. Повествуя о его восстании против бога, Мильтон пишет апологию борьбы английской буржуазии. Но сатана-искуситель, погубивший человечество, посягнувший на царство святых читай - революционных пуритан , для Мильтона - враг, символ зла. Эта двойственность типов весьма показательна для Мильтона, вынужденного в узкие рамки библейской традиции уместить описание событий своего времени. Но двойственность образа сатаны имела и другие, более глубокие причины: здесь невольно в Мильтоне сказалась характерная черта, присущая его классу, - итти в революции лишь до определенного предела. Сатана, в своем восстании не знавший границ, посягнувший на самое "царство божие", напоминает Мильтону выступления плебейских масс его времени, угрожавшие частной собственности, этому "святому святых" буржуазии. Другие типы "Потерянного рая", как например Адам и Ева, столь же иррелигиозны: это идеал буржуазной пуританской семьи XVII века, выраженный в теплых, лирических тонах.
Он проводит здесь идею единства души и тела; между человеком и животным "разница только в степени", ибо все они - различные виды материи, которая является источником всего существующего. Сама материя есть атрибут бога - чистого разума, мировой субстанции, обитающей во всем живом пантеизм. В "Потерянном рае" Мильтон отрицает догмат троицы: Христос - первое создание бога, последний же создал мир путем эманации своего существа; он все знает и предвидит, но мир развивается согласно законам природы-матери. Мильтон защищает свободу воли человека, который богом создан свободным. Но Мильтон противоречил самому себе, допуская всемогущество бога: результат незрелости его материализма, "Потерянный рай" так. Выражая в своей поэме надежду английской буржуазии на новую революцию, Мильтон мыслит ее как торжество "разума над страстями" - влияние реакции и горечь поражения заставили его отказаться от насильственного свержения монархии: победа для него заключалась теперь в духовном перерождении человечества. Вторая крупная поэма Мильтона - "Возвращенный рай" - значительно слабее.
Утес расположен в 5 км от села Белогорское, Красноармейского района, Саратовской области и всего в 130 км от Саратова, это около полутора-двух часов езды. Поворот с трассы далеко за Красноармейском, проехать надо и Меловое и Нижнюю Бановку.
По трассе Сызрань-Саратов-Волгоград надо ехать в сторону Волгограда. После Красноармейска главное не пропустить указатель на Белогорское. После поворота начинается отсыпной щебеночный грейдер довольно плохого качества. Параллельно ему идет накатанная грунтовка, асфальта здесь нет, около 12 км грунтовой дороги, так что надо выбирать погоду и рассчитывать только на себя и автомобиль. Существует еще, так называемая, «старая дорога» на Белогорское. Въезд на нее находится напротив поворота на Каменку. Она очень живописная, более короткая и встречается с основной дорогой в районе Даниловской балки. По грейдеру добираемся до спуска к селу. На въезде в село развилка.
Если поехать левее, то вы попадете к спуску к пристани на Волге. Хорошее и легкодоступное место для отдыха. Неплохое дно для купания. Если к воде не спуститься, а взять еще левее, то вы попадете к монументу лётчикам участникам Великой Отечественной войны в виде самолета на крутом берегу. Если повернуть на развилке правее, проезжаем между зданиями бывшей деревянной церкви ныне клуба и местной школы закрытой 5 лет назад ныне Музей села Белогорское и памятник уроженцу села, дважды герою Советского Союза, маршала авиации Николаю Михайловичу Скоморохову. Проезжаем по окраине села и выезжаем из него направо. Там вдоль берега Волги идет неплохая грунтовка с ответвлениями к историческим местам. Ответвления обозначены столбиками с указателями. Можно подъехать к останкам Алебастрового завода тридцатых годов, сохранилась от завода только печь с трубой — от остальных построек нет и следа, к Тюремному оврагу и собственно к Утесу Степана Разина.
Если не сворачивать к Тюремному оврагу, то дорога поднимается все выше и выше в гору. На вершине есть прекрасная площадка с панорамным видом на окрестности. Если двигаться дальше по этой дороге, то объехав балку, можно подняться на Дурман-гору. Летом, некоторые туристические агентства, довольно часто проводят автобусные экскурсии на Утёс Степана Разина из Саратова и Энгельса. Красивые меловые скалы, которые смотрятся нереально красиво, вид на широкую, как море Волгу, величественный утес, красивая береговая линия, которая ассоциируется с чем-то райским, неземным. Тут действительно есть на что посмотреть.
Тут же стоят и заступ, и лопаты, и ружьё, заряженное спрыг-травою. Сорок тысяч, награбленных у одного купца, раздай по церквям. Пять рублей меди, брата моего Ивана, раздели между нищей братией.
Возьми ружьё и, выстрелив из него, скажи три раза: «Степану Разину вечная память! Тогда я умру, и кончатся мои жестокие муки». В общем, Разин понадеялся на хорошего человека — а тот на беду оказался неграмотным и полученную записку разодрал на цигарки папиросы. Гринёва якобы спрятал клад в окрестностях деревни Старый Салаван Ставропольского уезда. Захваченные ценности и отрядную казну спустили в прорубь на одном из многочисленных в этой местности озерков или болот. За скрытыми сокровищами никто после боя не вернулся… Зато, как рассказывали, на пугачёвских сокровищах сумел «подняться» помещик Степан Кротков, владелец села Ишеевка, один из богатейших помещиков во всей истории нашего края, владевший 500 тысячами десятин земли и 10 тысячами крестьянских душ. Летом 1774 года одна из пугачёвских шаек оказалась в окрестностях села Ишеевка. Барин спрятался в лесу и наблюдал за восставшими. А тех, оказывается, нагоняли гусары.
Кони пугачёвцев устали, и они решили спрятать ценную поклажу, награбленное в Казани золото и серебро, драгоценные ткани и меха. Тут налетели гусары, пугачёвцы рванули дальше, а Кроткову осталось только собрать и привезти в Ишеевку всё им обнаруженное. По народным сказаниям, сам Емельян Пугачёв зарыл награбленные им всё в той же Казани сокровища против деревни Глазов Луг, поблизости от уездного города Карсуна, ныне в границах рабочего посёлка Карсун, на берегу реки Барыш. Более того, призрачный Емельян Иванович больше века продолжал хранить свою казну, являясь сидя верхом на красивом, в яблоках, коне, в военной форме, с золотыми седлом и уздечкой.
На земельный участок и здание можно прямо на сайте получить отчет об объекте из кадастрового реестра, о переходе прав и о кадастровой стоимости. В электронных отчетах на основе сведений ЕГРН будет содержаться: права собственности без ФИО физлиц история прав собственности то есть все владельцы с 1998 года, ограничения и обременения ипотека, арест, запрет, аренда, сервитут , кадастровая стоимость,.
Утёс Степана Разина
Крупнейшими событиями в дореволюционной истории Симбирского-Ульяновского края стали два народных восстания, две крестьянских войны, под предводительством донских казаков Степана Разина в 1670-1671 годах и Емельяна Пугачёва в 1773-1775 годах. Изменение территории России в правление Ивана 4 (анимированная карта). Причины восстания Степана Разина: Введение бессрочного срока сыска беглых крестьян Соборным Уложением 1649 года. Восстание Степана Разина. Пугачевщина. Поход Степана Разина в 1670 карта. Подробная карта крестьянской войны Степана Разина 1670-1671. Карта восстания Болотникова 1606-1607.
На Степана Разина из-за работ теплоэнергетиков перекрыли дорогу
Но разинский клад не всем может открыться — заговоренный он. Если пойти по реке и дойти до земляного вала, то он доведет до пещеры. Вот там в ее глубине и стоят несколько десятков пудов злата и жемчугов. Как по мне, то это неточное место и искать его можно вечно. Разинский клад есть и на землях Чувашии. Согласно старинным легендам, Степан посетил село Стемасы, где находились его подвижники, взяв с собой 12 бочек с золотом.
Поговаривали, что эти сокровища были тайно прикопаны в этих местах. Золотоискатели могут попытать счастья отыскать этот клад. Правда, нет никаких документальных упоминаний, что Разин вообще бывал в этих местах. При чем тут Дурманная гора и Бугор Разина Известно, что в Волгоградской области находится знаменитый природный парк «Щербаковский». Там расположился Бугор Степана Разина, где, по мнению некоторых историков, вполне может находиться один из кладов донского атамана.
Бугор имеет впечатляющие размеры, а его крутизна отмечается сразу у границ подошвы. Со стороны реки Волги — это глубокий обрыв, а другая сторона у него покатая. Спелеологи в 1981 году у подножия холма Разина нашли несколько новых пещер Майская, Лисья и другие. Ходили слухи, что сокровища атамана могут находиться в подземельях Дурманной горы или Бугре Разина. Тайное подземелье нашли случайно возле церкви Святой Троицы.
Тогда провалилась неожиданно земля на 4-х метровую глубину. Оказалось, что этот подземный ход действительно существует много веков, и ведет к речке Волге. Сам Разин и его сподвижники спрятали здесь огромные богатства. Были и те, кто попытался туда попасть. Но из-за подвижных земляных валунов было опасно туда лезть.
Также стоит отметить еще одно таинственное место в Саратовской области недалеко от деревни Даниловка. Речь идет о Дурманной горе, которую в народе часто называли «Стенькина тюрьма». Видимо из-за ущелья, которое ведет вглубь горы. Поиски атаманского клада начались после того, как в руки местным крестьянам попала старая грамота, принадлежавшая разинскому есаулу с описанием места зарытых сокровищ. Когда даниловские крестьяне спустились в подземелье, то увидели жуткие привидения.
Хотя началась Пасха, кладоискателей это не остановило. С местом в ущелье определились быстро и начали копать.
Повстанцы неожиданно напали с двух сторон на отдыхающих стрельцов и значительную их часть перебили. Часть лопатинцев на стругах попытались добраться до Царицына, но там их встретил шквальный огонь. В итоге около 500 стрельцов были убиты, остальные сдались в плен. Разин приказал казнить командиров, а рядовых пленников сделать гребцами. На казачьем круге было принято решение о самоуправлении Царицына.
Все жители города были объявлены вольными людьми. Казачий круг — высший орган самоуправления казаков, на котором демократическим путем решались все вопросы. Также назывался казачьим сходом. Бой за Камышин Камышин был взят хитростью. Несколько десятков повстанцев переоделись в купцов и проникли в город. В назначенное время основные силы Разина подошли к городу. Переодетые «купцы» расправились с охраной и открыли разинским казакам городские ворота.
Вооруженные силы города практически не оказали сопротивления. Руководители города, стрельцы, зажиточные и знатные люди были казнены. Простым людям было позволено покинуть город вместе с пожитками, после чего Камышин был разграблен и сожжен. Поход на Астрахань После захвата Царицына было решено взять еще один крупный продовольственный центр — Астрахань. Этот город тоже сдался практически без боя. Недовольные задержкой жалования стрельцы переходили на сторону бунтовщиков. Городские власти были испуганы и деморализованы.
Народ переходил на сторону Разина. Примечание 6 Астрахань была захвачена Разиным 22 июня 2 июля 1670. В городе разинцы проявили крайнюю жестокость. Было казнено около 500 человек. Был подвергнут пыткам и убит митрополит Иосиф, который смело обличал бунтовщиков как разбойников и отказывался признавать их власть. Одним из немногих знатных людей, кому сохранили жизнь, был князь Семен Львович. Там на казачьем сходе было принято решение идти на Москву.
Провозглашалось, что поход осуществляется по воле царевича Алексея Алексеевича, который находится в разинском войске. Примечание 7 Сын Алексея Михайловича царевич Алексей на самом деле умер в январе 1670 года и никакого отношения к действиям Разина не имел. От его имени выступал самозванец. По пути к Москве на сторону восставших переходило население Среднего Поволжья, татары, мордва, чуваши и другие. Без боя были взяты города: 15 25 августа — Саратов; 26 августа 5 сентября — Самара. В сентябре 1670 армия Разина осадила Симбирск. Обороной города руководил князь Иван Милославский вместе с присланным из Москвы воеводой Юрием Барятинским.
Здесь находилась атаманова канцелярия. Логично предположить, что деньги в окрестностях могли припрятать. Тем более что при пленении атамана при нем не было походной казны. Естественно, это лишь часть известных мест. Зона поиска гораздо обширнее — от Астрахани, до Жигулевских гор и далее на север вдоль русла Волги и притоков. По воспоминаниям, большие и малые клады он оставлял часто по всему течению реки в холмах, буграх, под обрывистыми берегами, в приметных местах, на лагерных стоянках. Может, вам повезет отыскать один из них?
Позже там был обнаружен и подземный ход, ведущий к пристани, к которой приходили корабли великого атамана… Легенд очень много, они одна красочнее другой. Например, есть сказание о целом корабле, наполненном золотом, который сокрыт в кургане возле села Песковатовка… А самый большой клад Степана Разина спрятан около села Шатрашаны, в подземной галерее: за железной дверью, в глубинах земли, хранятся до сих пор сундуки с жемчугом и слитки золота.
Много Разинских кладов, но только… где они? За столько времени и ничего не найдено, само не открылось так, чтобы можно было посмотреть, пощупать эти несметные сокровища! От Астрахани до Жигулей ходят легенды о затопленных кораблях и лодках с золотом, о хитроумных подземных сооружениях, хранящих заговоренные сундуки, но многие, кто пытался найти их, кто умер скоропостижно, а кто просто исчез… Видать и правда, заговор действует сильнее, чем желание людей стать владельцами награбленных сокровищ!
Даже «завещание», составленное самим Степаном, не помогает открыть хоть одну из его богатейших сокровищниц. Вот отрывок из этого текста речь идет об одном из очень ценных кладов, сокрытых в земле с применением различных инженерных хитростей : «…Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей оглоблей ; а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память! Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения…".
По словам тех, кто пытался приблизиться к тайникам атамана, перед ними возникали видения, настолько сильные, что у ищущего навсегда пропадала охота искать заговоренные сокровища. Если говорить современными терминами и подчиняться современным представлениям, то, не смотря на обилие информации о похождениях атамана, на тех территориальных пространствах, где протекала жизнь воинства атамана Разина, где должны быть зарыты и спрятаны великие богатства, то на поверку окажется, что искать их специально, опираясь на имеющуюся информацию, невозможно. Так происходит со многими событиями, которые на первый взгляд, подробно описаны, но при ближайшем рассмотрении теряют весь авторитет собранных фактов.
Многие пытались их найти, и многие будут искать их в будущем. Наверное, не стоит опираться только на те сведения, которые дошли до наших дней и которые кажутся весьма точными. Возможно, что кому то все-таки удастся обнаружить сокровища атамана, которые тот прятал с таким тщанием и с таким остроумием.
Поиски продолжаются. Их ведут не только исследователи-одиночки, но и профессиональные историки, археологи, краеведы.
Карта восстания степана разина 1667 1671 - 81 фото
В Саратовской области на утесе Степана Разина установили символ единства, солидарности и поддержки участников специальной военной операции. В Саратове начала рушиться проезжая часть по улице Степана Разина. Не теряя надежды Еще одна попытка найти клад Стеньки Разина относится к 1914 году. Поход Степана Разина в 1670 карта. Возвращаясь с добычей из Персии, Разин разбил посланные за ним персидские суда, а затем успешно справился со стрельцами под Астраханью.
Часть 69. Новая Хронология о разинском мятеже
В июне Степан Разин вместе со своими соратниками был доставлен в Москву. Его подвергли мучительным пыткам, но он не признал своей вины. Разина казнили путем четвертования 6 16 июня 1671. Вскоре после этого предали казни самозванца, который выдавал себя за царевича Алексея. Фрола Разина казнили только в 1676, поскольку в течение нескольких лет от него пытались добиться, где хранится награбленное бунтовщиками добро. Царские власти жестоко расправлялись с повстанцами.
По всему Поволжью и Дону устанавливали виселицы. В ходе карательных экспедиций сжигались деревни, так или иначе причастные к восстанию. Десятки тысяч людей были казнены и отправлены на каторгу. Сопротивление правительственным войскам продолжалось до конца 1671. Летом этого года атаман Федор Шелудяк безуспешно пытался захватить Симбирск.
Повстанческие отряды последовательно оттеснялись к югу. Примечание 10 Последним крупным оплотом сопротивления была Астрахань. Она перешла под контроль царской армии 27 ноября 7 декабря 1671. Значение восстания Степана Разина Восстание закончилось полным разгромом в силу следующих причин: Повстанческое движение было во многом стихийным, не имело четких целей и политической программы. Среди повстанцев царила слабая дисциплина, часто атаманы действовали разрозненно, вместо реализации стратегических целей занимались разбоем и грабежами.
Плохо вооруженные народные отряды не могли оказывать серьезное сопротивление численно их превосходящим и хорошо обученным правительственным войскам. Итоги восстания: Действующая власть жестоко расправилась с восставшими. Не были достигнуты цели по уничтожению крепостного права и ограничения власти привилегированных сословий. Положение крестьян после восстания не стало легче. Продолжилось наступление на казачью вольницу.
Как отражено в искусстве События Крестьянской войны и сама фигура Степана Разина стали одной из излюбленных тем народного фольклора. Впоследствии они нашли отражение и в профессиональном творчестве. Разин был одним из первых персонажей российской истории, кому стали посвящать отдельные исследования и диссертации в Европе. Литература и музыка На протяжении долгого времени Разин рассматривался на официальном уровне как злодей и разбойник, а в народе его очень любили, истории о нем передавались из уст в уста. Отдельным жанром были песни о Стеньке Разине и его походах.
Их в народе было сложено великое множество. В XIX веке песни и легенды о Разине собирались фольклористами и этнографами, а затем творчески перерабатывались писателями и поэтами. Одним из наиболее популярных произведений стала написанная во второй половине XIX века Дмитрием Садовниковым песня «Из-за острова на стрежень». Она настолько полюбилась простым людям, что долгое время считалась народной. В этой песне рассказывается легенда о персидской княжне, плененной Разиным и выброшенной из-за ревности за борт.
В дореволюционной России тема восстания Степана Разина не приветствовалась. Так, опера «Стенька Разин» композитора Николая Афанасьева была запрещена по цензурным соображениям.
К нему присоединялись не только крестьяне и посадские люди, но и те, кто должны были бороться с ним, то есть стрельцы.
Зона влияния Разина на карте была впечатляющей. Войско Разина захватило следующие города: Астрахань, Саратов, Самара. К разинцам присоединился Яицкий городок, Тамбов и войско вплотную подошло к Воронежу и Нижнему Новгороду.
Войско продолжало двигаться вверх по Волге и достигло Симбирска. Здесь к Разину присоединилось много местных крестьян. По фактам в их действиях не было последовательности.
Они убивали помещиков, быстро грабили их имение и возвращались с добычей в свои деревни. Окончание восстания К Степану Разину присоединилось всё среднее Поволжье и его войско насчитывало до 200 тысяч человек. Атаман уже планировал поход на Москву.
Но у стен города Симбирска разинское войско постигла неудача. К городу подошли правительственные войска. Первый бой атаман выиграл, и стрельцы отступили, но второе сражение окончилось неудачей.
Войско Разина потерпело поражение, и раненый Разин вместе с отрядом бросили всё и бежали на Дон в Кагалицкий городок. В это время в Москве патриарх Иосиф предал мятежного атамана церковному проклятью — анафеме. После этого глубоко верующие казаки из богатых, решили предать Разина и отдать его царским людям.
Степан Разин был закован в цепи, вывезен в Москву и через несколько дней пыток казнён через четвертование.
На российском престоле — второй представитель династии Романовых, царь Алексей Михайлович. При нём народ мучают чума и голод, растут налоги. В русской церкви происходит раскол. Усиливается крепостной гнёт.
Казаки забрали у митрополита одну грамоту, но ту, которая была адресована лично ему, он отказался отдавать, вернулся в собор и спрятал грамоту там. Через неделю после Пасхи бунтовщики схватили и пытали митрополичьего ключаря и других приближённых, желая выведать, где спрятаны грамоты и их списки. В итоге ключарь был убит, но грамот не выдал. Вслед за тем от митрополита потребовали, чтобы он подписал бумагу о верности Разину, на что тот ответил отказом. Митрополит надел полное облачение, взял крест и явился в круг. На вопрос мятежников, правда ли, что он в сношениях с воеводами, он отвечал упрёками, что они бунтуют против царя. Казаки хотели немедленно убить святителя; один из них, Мирон, стал удерживать своих товарищей от такого преступления, но был сам тут же убит. Затем казаки приказали сопровождавшим митрополита священникам разоблачить его; те повиновались; святитель сохранял полное спокойствие духа. Когда священные одежды с митрополита были сняты и он остался в одной простой «ряске», казаки подвергли его пытке, растянув над огнём. Спрашивали о сношениях с царскими воеводами; стремились также выпытать, где письма и сокровища. Митрополит твёрдо перенёс мучения и ничего не сказал. После пытки мятежники сбросили митрополита «с раската», и он разбился насмерть. Сочувствующие очевидцы отмечают, что когда тело святителя упало, «в то время велик стук и страх был», и даже «воры в кругу вси устрашилися и замолчали, и с треть часа стояли, повеся головы». Поход на Москву[ править править код ] После взятия Астрахани на сторону Разина добровольно перешло население Среднего Поволжья Саратов , Самара , а также чуваши , марийцы , татары , мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком. Самозванец, выдававший себя за царевича , появился примерно в августе 1670 года. Это ещё больше увеличило приток бедняков в его ряды. Степан Разин гарантировал самозванцу защиту и покровительство, призывая на свою сторону всех, кто хочет бить бояр «за их беззаконие» и «восстановить в правах истинного наследника престола» [9]. Также в повстанческом лагере появился боевой клич «Нечай», по-видимому означавший, что лже-Алексей появился в окружении разинцев «нежданно-негаданно» [10]. На протяжении всей дороги повстанцы слали письма в различные регионы Руси с призывами к восстанию. Такие письма они называли «прелестными». Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь предводителями выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев , чувашей , татар , мордвы. Однако летом 1670 года новоизбранный калмыцкий тайши Аюка с 20-тысячным войском по государеву указу двинулись против повстанцев Разина. Калмыцкая конница действовала в районе города Царицын. На стороне повстанцев выступили оппозиционные Аюке донские калмыки тайшей Дугара и Бока [11] В сентябре 1670 года разинцы взяли часть Симбирска и осадили Симбирский кремль. Осаждённый гарнизон под командованием князя Ивана Милославского при поддержке присланного из Москвы воеводы Юрия Барятинского отразил четыре попытки штурма. Чтобы помешать правительственным войскам прийти на выручку симбирскому гарнизону, Разин отправил небольшие отряды к городам правобережной Волги с целью поднять на борьбу крестьян и посадских людей. Отряды Разина при поддержке примкнувшего местного населения осадили 9 19 сентября Цивильск , захватили 16 26 сентября Алатырь и 19 29 сентября Саранск , без боя овладели 25 сентября 5 октября Пензой и в начале октября — Козьмодемьянском , дважды осаждали в конце октября — начале ноября и с 11 21 ноября по 3 13 декабря и несколько раз штурмовали Тамбовский кремль. Осенью 1670 года повстанческие отряды спровоцировали волнения в Галицком, Ефремовском, Новосильском, Тульском и других уездах, также под влиянием слухов о успехах восстания крестьянские волнения вспыхнули в ряде уездов, куда разинские эмиссары не добрались — в Боровском, Каширском, Коломенском, Юрьев-Польском, Ярославском. Картина Николая Самокиша 1936 Для подавления восстания правительством были отправлены значительные силы: 21 сентября 1 октября из Мурома выдвинулось войско во главе с князем Ю. Долгоруковым , а из Казани выступило войском под командованием князя Д. Войско Долгорукова 22 октября 1 ноября разбило отряды Разина около села Мурашкино к северу от Арзамаса ныне — посёлок Большое Мурашкино , 16 26 декабря освободило Саранск, а 20 30 декабря взяло Пензу. Барятинский, с боями дошедший до осаждённого Симбирска, 1 11 октября нанёс поражение Разину в окрестностях города; через три дня, после очередного неудачного штурма разинцами кремля, осада была снята. Затем, 23 октября 2 ноября Барятинский разблокировал Цивильск и 3 13 ноября освободил Козьмодемьянск.
Часть 69. Новая Хронология о разинском мятеже
Монахиня Алёна Весной 1670 года семитысячное войско легко овладело Астраханью, атаману без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов и Самара. В мятежное войско вливались все новые и новые силы. Крестьяне, казаки, посадские, народы Поволжья присоединялись к Степан Разин Разину. В прелестных письмах он призывал предавать казни народных притеснителей - бояр и дворян, уничтожить воевод и приказных людей, а главное - просил поддержать восставших. Народное движение ширилось.
Саранск, Курмыш, Пенза оказались повстанцев. Одним из отрядов командовала монахиня Алена. Ей удалось занять город Темников Та система власти, которая существовала у донских казаков, казалось Разину справедливой. Их и следует уничтожить, установив народный порядок.
Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра — кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось. Дурманная гора В десяти-двенадцати километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе «Стенькина тюрьма» или «Дурман». Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века. Клад, зарытый на Дурман горе, пытались найти даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать клад решили на Пасху. Недолгие поиски места увенчались успехом. Помолились да начали рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника, вооруженные дубинами.
Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства. Кладоискатель Ящеров Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила планы кладоискателей. В это время появились данные о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую провалилась лошадь, пахавшая землю.
В результате на этих территориях скопилось большое количество бывших крестьян, которые становились голутвенными казаками, или голытьбой от фразы "нежатое поле". Кроме того, здесь прочно обосновались домовитые казаки — богатые казаки, которые издавна жили на Дону, совершали набеги на татарские, турецкие земли и имели с этого доход.
В скором времени московские власти стали запрещать походы, так как на любой казачий набег следовал ответ, только уже в сторону русских земель. Москва стала запрещать набеги, но компенсировала казакам недополученную прибыль от нашествий", — пояснил доктор исторических наук, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, профессор Московского педагогического государственного университета Владимир Волков. Холст, масло, 1906 год. Художник Василий Суриков. Государственный Русский музей Репродукция картины "Степан Разин". Но все блага из Москвы доставались только домовитым казакам. То есть они сбегают из русского государства, а оно будет еще и деньги, хлеб, боеприпасы присылать? Если не слушать Москву и идти в набеговые походы, то в результате получают доход все казаки — домовитые и голутвенные. А если не ходить в такой поход, то пришлют жалование, но получат его только домовитые.
А куда деваться голутвенным? Первый этап: поход за зипунами На этапе образования войска под руководством Степана Разина еще не шло речи о выступлениях против власти. К моменту начала движения сложилась напряженная социально-политическая обстановка внутри донского казачества. Если раньше это было сообщество равных свободных людей, то к этому времени казачье войско разделилось. Вокруг него начинает собираться масса казаков, которые жили очень бедно и не имели никакой политической власти. И если официально казачьим кругом атаманом Донского войска был выбран крестный Степана Корнилий Яковлев, то Разин становится народным атаманом", — объяснил доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.
Стенька Разин осадил Симбирск. КРЮК 3-го июля первые мои мучители вытащили меня из дома Фабера и привели меня на берег реки, угрожая бросить в нее, если я не заплачу им 500 франков выкупа… Три дня спустя повели меня к предводителю, который пил с своими друзьями в погребе воеводы. Здесь я увидел трех казаков, нарядившихся в лучшие мои одежды. Там я оставался с четверть часа, в течение которой предводитель несколько раз пил за мое здоровье… 9-го воткнули крюк в бок секретарю Алексею Алексеевичу и повесили его вместе с сыном Гилянского хана на столбе, на котором они через несколько дней умерли. После того на стене кремля повесили за ноги двух сыновей воеводы, из которых одному было всего 8 лет, а другому 16. Так как оба они были еще живы, то на следующий день младшего отвязали, а старшего сбросили с башни, с которой за несколько дней до этого сброшен был отец… 21-го предводитель в сопровождении 1200 человек вышел из Астрахани… В его отсутствие, как и при нем, резня продолжалась, и не проходило дня, в который бы не было умерщвлено более 150 человек. К ним прибавили стрельцов и полки нового строя. Воевода Юрий Долгорукий «со товарищи» К. Щербатовым, Ю. Барятинским и другими поджидал эти войска под Арзамасом, чтобы обрушиться на «мятежников и воров». Юрий Барятинский с авангардом царских войск двинулся к Казани, потом к Свияжску. Попытки разинцев остановить его здесь не увенчались успехом. Первого октября 1670 г. Барятинский снял осаду с симбирского кремля и выпустил оттуда ратников воеводы Милославского. Стенька Разин сражался в самых жарких местах. Голова атамана была рассечена, нога прострелена, но «батька» все бился, пока не побежало его воинство. Атаман с казаками заперся в одной из башен старого острога. Очнувшись от ран, он бросился с казаками в новую атаку, но стал жертвой хитрости воеводы Юрия. Барятинский переправил на Свиягу один отряд и велел громко кричать. Заслышав «окрики», Стенька подумал, что идет новое царское войско. Атаман погрузил на струги донских казаков и отплыл с ними к Царицыну, а потом ушел на Дон собирать новое войско. В продолжение трех месяцев казнили 11 тысяч человек». Мучили и убивали не в одном Арзамасе. В Козьмодемьянске Барятинский казнил 60 человек, сотне велел отсечь руки, 400 человек бил кнутом. Собор русского духовенства проклял Степана Разина и его приверженцев. А Стенька пытался поднять Дон. Но домовитые казаки во главе с крестным отцом Стеньки Разина войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, который долгое время поддерживал лихого крестника, но не желал появления на Дону карательной экспедиции царских войск, враждебно встретили казаков Разина. Городок запылал с четырех сторон, его защитники были изрублены. Отчаянно дравшийся Разин попал в плен. Вскоре поймали и брата Стеньки - Фрола. За поимку Разиных домовитые казаки Дона получили особое «государево жалованье»: 3 тыс. А знаменитый атаман Степан Разин после пыток был четвертован 6 июня 1671 г. Ко времени казни Степана Разина его атаманы еще продолжали борьбу. В их руках находилось все Нижнее Поволжье. Но царские войска наступали. Отказ домовитых казаков поддерживать повстанцев лишал их возможности черпать силы на Дону. Восставшие крестьяне и казаки вели разрозненные действия. В июле 1671 г. Здесь он был разбит и вернулся в Астрахань. Началась осада Астрахани, и в конце ноября город был взят. Опять последовали казни и расправы. Спасаясь, повстанцы бежали в Сибирь, на Урал, некоторые пробрались на север к староверческому Соловецкому монастырю. Под знаменем старой веры стали сражаться и последние разинцы. Пали Соловки 22 января 1676 г. Чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель.
Личность Степана Разина
- Симбирское сидение
- Напишите или позвоните нам. Мы тут же подберём Вам репетитора. Это бесплатно.
- Карта восстания Степана Разина 1667-1671 год
- Карта восстания степана разина - фото сборник