В основе сюжета Шоу лежит миф о древнегреческом скульпторе по имени Пигмалион, который создал статую вымышленной Галатеи, а увидев свое творение, влюбился в нее. Пигмалион, покупка билетов онлайн или по телефону, дата проведения 30 мая - 16 июня 2024. На эти и другие вопросы постарались ответить во время долгожданной премьеры спектакля «Пигмалион». Также впечатлил спектакль "Лес" с участием Алены Яковлевой и М. Аверина (никогда не была его поклонницей, но здесь понравился).
Спектакль «Пигмалион»
На международном театральном фестивале «Мелиховская весна» спектакль назвали одной из лучших постановок классической пьесы за всю историю фестиваля. На международном театральном фестивале «Мелиховская весна» спектакль назвали одной из лучших постановок классической пьесы за всю историю фестиваля. На эти и другие вопросы постарались ответить во время долгожданной премьеры спектакля «Пигмалион». он утверждал человеческое достоинство. Купить билеты на спектакль Пигмалион в Москве, билеты по цене от 1000,00 руб. 28 апреля 2024 г. в 19.00, ЦДКЖ Пигмалион, официальные электронные билеты на спектакль на сайте Пигмалион. Спектакли.
Новый балет Бориса Эйфмана. О чем танцуют Лион и Гала?
Премьера спектакля «ПИГМАЛИОН». Еще одной большой премьерой нового сезона станет «ПИГМАЛИОН» по пьесе Бернарда Шоу. Режиссер спектакля — Елена Оленина, в 2017 году она поставила в нашем театре чеховскую «Чайку». Новая премьера на Бронной "Пигмалион". Да, «Пигмалион», но это не очередная постановка самой знаменитой пьесы Джорджа Бернарда Шоу. Вместо назначенного на 4 июля спектакля «The DEMONS» пойдет спектакль «В этом милом старом доме».
Спектакль «Пигмалион»
Это спектакль о любви с открытыми финалом — о любви, которая никогда не превратится во что-то большее, но которая по накалу эмоций намного сильнее той, что заканчивается браком. Герои-антагонисты любят друг друга и ненавидят друг друга, с каждым днем все больше погружаясь в противоречивое и всепоглощающее чувство. Чем больше профессор оттачивает свое творение, Элизу, тем больше становится ее рабом: под маской циничного ученого, привыкшего скрывать свои эмоции и мысли, обнаруживается влюбленный и страдающий от любви мужчина. Подобные чувства испытывает к своему учителю и свободолюбивая Элиза. Трагизм истории в том, что главная героиня, оторвавшись от корней, не понимает, как ей жить дальше: она изменилась не только внешне — Хиггинс в первую очередь изменил ее изнутри.
Выбор режиссеров понятен, почитайте «Театральный роман» Михаила Булгакова, там очень хорошо об этом написано. Но с возрастом героя меняется и образ. Местные Хиггинсы не запертые во взрослом теле дети, а спокойные, пресытившиеся жизнью старики. Пари для них — просто лекарство от скуки. Ни слова о возможности разрушить классовую перегородку или способе показать себя миру. Они уже все показали. Далее начинаются отличия. Поэтому, дабы избежать постоянно чередующегося: «А тут было так, а там так», я опишу каждую трактовку отдельно, после же проведу некоторые параллели. Трактовка в театре им. Пожилой, как я уже сказал, Хиггинс выходит, очевидно не в первый раз, поподкалывать лондонцев своим умением определять место жительства по акценту. Около здания с манекеном букингемского гвардейца, черным кэбом внутри, в общем которое всем своим видом показывает, что оно — английское, герой встречается с полковником Пикерингом, такого же возраста, и молодой цветочницей Элизой. Элиза здесь — типичная девушка «с улицы». Вы таких можете увидеть на колене у самого крутого гопника с вашего района: она вульгарна, нагла, в ее словах постоянно слышен «наезд», ей ничего не стоит, например, приподнять полотенце и посверкать голыми ногами перед мужчинами. Режиссер решил избавить свою героиню от внутренней чистоты оригинала. И того мы имеем — старик , которому скучно, и девушка с низов, которая хочет удачно выйти замуж. Злободневно, не так ли? В этом ключе все дальнейшее повествование становится очень реалистично. Хиггинс развлекается, Элиза строит планы на будущее. Любви, разумеется, нет. Только холодный расчет. Образы и действия остальных персонажей, работа со светом и музыкой — все работает на раскрытие либо Хиггинса, либо Элизы, из-за этого история становится абсолютно стройной и легко считывается. Остаётся только соглашаться или не соглашаться с режиссером. Трактовка в театре Современник.
Когда появляется чистенькая Элиза в изящном голубом кимоно , расшитом цветами жасмина, её никто не узнаёт [22]. Третий акт[ править править код ] Берлинский театр Rheingau-Theater. Элиза — Ингеборг фон Куссеров Прошло несколько месяцев. Элиза оказалась прилежной и способной ученицей, её произношение стало почти идеальным. Хиггинс хочет узнать, можно ли уже вводить девушку в светское общество. В качестве первого испытания он привёл Элизу в дом к своей матери в её приёмный день. Ей строго-настрого предписано касаться только двух тем: погода и здоровье. Одновременно там же появляется семья подруги миссис Хиггинс — миссис Эйнсфорд Хилл с дочерью и с сыном Фредди. Элиза сначала ведёт себя безупречно и разговаривает заученными фразами, но затем воодушевляется и переходит на рассказы из своего жизненного опыта, используя при этом вульгарно-простонародные выражения. Хиггинс, спасая положение, сообщает, что это новый светский жаргон. После ухода Элизы и других гостей Хиггинс и Пикеринг наперебой увлечённо рассказывают миссис Хиггинс о том, как они занимаются с Элизой, вывозят в оперу, на выставки, какие забавные замечания она делает после посещения выставок. У Элизы, оказывается, обнаружился феноменальный музыкальный слух. Миссис Хиггинс с негодованием замечает, что они обращаются с девушкой, как с живой куклой. В качестве результата первого выхода Элизы «в свет» миссис Хиггинс сообщает профессору: «Она шедевр твоего искусства и искусства своей портнихи. Но если ты действительно не замечаешь, что она выдаёт себя каждой своей фразой, значит, ты просто с ума сошёл». Друзья-лингвисты покидают дом несколько разочарованные. Обучение Элизы продолжается с учётом допущенных ошибок. Влюблённый Фредди засыпает Элизу письмами на десяти страницах [23]. Четвёртый акт[ править править код ] Прошло ещё несколько месяцев, и настал момент решающего эксперимента. Элиза в роскошном платье и — на этот раз — с безупречными манерами появляется на приёме в посольстве, где имеет головокружительный успех. Все присутствующие аристократы без тени сомнения принимают её за герцогиню. Хиггинс выиграл пари. Придя домой, Пикеринг поздравляет Хиггинса с его успехом, никому из них не приходит в голову поблагодарить Элизу, которая приложила столько стараний со своей стороны. Элиза раздражена и обеспокоена. Старую жизнь она вести уже не может и не хочет, а для новой у неё нет средств. Контраст между феерическим успехом на приёме и пренебрежением дома слишком велик. Когда Хиггинс уходит и вскоре возвращается в поисках домашних туфель, Элиза взрывается и запускает туфлями в Хиггинса. Она пытается объяснить трагизм своего положения: «На что я годна? К чему вы меня подготовили? Куда я пойду? Что будет дальше? Что со мной станет? Ночью Элиза покидает дом Хиггинса [24]. Пятый акт[ править править код ] Дом миссис Хиггинс. Приезжают Хиггинс и Пикеринг, жалуются на исчезновение Элизы. Хиггинс признаётся, что чувствует себя без Элизы как без рук. Он не знает ни где лежат его вещи, ни какие у него назначены дела на этот день. Слуга докладывает о приходе отца Элизы. Дулиттл очень изменился, теперь он выглядит как зажиточный буржуа. Он в негодовании набрасывается на Хиггинса, обвиняя профессора в том, что по его милости оказался вынужден изменить привычный образ жизни и стать из-за этого гораздо менее свободным, чем прежде. Оказывается, несколько месяцев назад Хиггинс написал в Америку одному миллионеру-филантропу, основателю «Лиги моральных реформ», что самый оригинальный моралист во всей Англии — это Альфред Дулиттл, простой мусорщик. Миллионер недавно умер, а по завещанию оставил Дулиттлу три тысячи фунтов годового дохода при условии, что тот будет читать лекции в его Лиге. Теперь бывший мусорщик — обеспеченный буржуа и вынужден, вопреки своим убеждениям, соблюдать каноны традиционной морали. Сегодня, например, он официально женится на своей многолетней сожительнице. Миссис Хиггинс выражает облегчение, что отец теперь может позаботиться о своей дочери и что будущее Элизы не вызывает опасений. Она признаётся, что Элиза здесь, в верхней комнате.
Что такое успех в жизни? Тонкий юмор, классический сюжет, замечательная музыка и блестящие актёрские работы в великолепной комедии Бернарда Шоу «Пигмалион»!
В Большом покажут новый балет Бориса Эйфмана «Эффект Пигмалиона»
Как в одном из монологов говорит сама Элиза: «Разница между леди и цветочницей не только в умении говорить, одеваться и вести себя, а в том, как к ним относятся окружающие! Миссис Хиггинс является в хорошем смысле эталоном благовоспитанной дамы, в которой гармонично сочетается внешняя культура и внутренняя доброта. Очарователен, наивен и порывист влюблённый Фрэдди, предусмотрительна и умна горничная Хиггинса. Каждый из героев вносит свой уникальный колорит во всё действие. В спектакле остроумно «продёрнуты» банальные светские беседы, фальшивые улыбки и неискренние рукопожатия, а ещё пренебрежение и снисхождение богатых к бедным. Да, не все могут правильно говорить, грамотно формулировать мысли и чётко ставить ударения в словах, владеют нормами и правилами этикета, но, в сущности, целостность и глубина Личности определяется совсем не этим.
Человек, облачённый в лохмотья, не имеющий светского титула, может обладать гораздо более тонкой и чуткой душевной организацией, чем те, кого природа наделила благородным происхождением и богатым капиталом. За внешним блеском фасада богатых и знаменитых часто скрыта насквозь прогнившая душа, напрочь лишённая каких-либо моральных устоев. И напротив, в душе безграмотной оборванки можно найти целый клад добра и справедливости, которые не в силах сломить даже «лапы буржуазной морали». Что будет с Элизой потом? Останется она в доме своего «Пигмалиона»?
Или выйдет замуж за влюблённого в неё Фрэдди? А может быть, станет учительницей и будет преподавать юным девушкам ту же науку, которой её в совершенстве обучил Хиггинс? Финал спектакля, как и пьесы Шоу, открыт.
Генри зарабатывает обучением молодых аристократок манерам и правильной речи. Девушка хочет взять уроки у знаменитого профессора и устроиться на хорошую работу. Полковник Пикеринг вызывает друга на спор. Если Хиггинс за 6 месяцев сможет исправить речь уличной торговки и на светском вечере выдать её за герцогиню, он лично оплатит обучение Элизы.
Профессор жаждет получить от полковника звание «величайшего педагога» и соглашается на пари. Миссис Пирс отводит Элизу в ванную. Гостья преображается до неузнаваемости. Хиггинс даёт отцу девушки 5 фунтов за разрешение оставить дочь в профессорском особняке. Действие третье Через несколько месяцев миссис Хиггинс организовывает приём. Генри появляется с Элизой. Мать профессора обеспокоена, а цветочнице велено говорить только о погоде и здоровье своих знакомых.
Никто, кроме полковника, не узнаёт в Элизе торговку цветами. Первое представление в светском обществе проходит удачно. Гости поражены красотой и элегантностью Элизы. Девушка соблюдает приличие и манеры, говорит нежным голосом с приятным акцентом. Позже цветочница входит во вкус и использует в речи уличные жаргонизмы. Хиггинс объясняет удивлённым гостям, что это новая светская мода, и сглаживает неловкую ситуацию. Профессор с гостьей покидают приём.
Юный Фредди впечатлён красивой и дерзкой девушкой. Он проникается чувствами к Элизе и пишет ей длинные любовные письма. Миссис Хиггинс указывает на недостатки в поведении и речи ученицы. Профессор и полковник продолжают обучение, сопровождают девушку в оперу и на выставки. Мать Генри и миссис Пирс считают, что увлечение мужчин Элизой похоже на игру с «живой куклой».
В этом смысле обращение к классике всегда выгодно, особенно если немного переделать её на современный манер. Именно этим и занялся режиссёр и сценограф Виктор Крамер в Театре сатиры, решив поставить «Пигмалиона». Премьерный показ состоялся 20 января 2024 года. На встрече с журналистами Крамер признался, что блестящая идея поставить трагикомедию по Бернарду Шоу пришла ему в голову несмотря на то, что он особенно не помнил точного содержания пьесы. Но был уверен, что она про любовь в самом высоком понимании, как и оказалось, когда режиссёр её перечитал. Основная тема конфликта — соперничество свободы и любви, как её противовеса, поиск баланса, великого наслаждения и глубочайшего разочарования. Если мы вспомним греческий миф о Пигмалионе, то он гласит, как талантливый скульптор изваял прекрасную женскую статую из слоновой кости — Галатею, а затем влюбился в неё. Оживить статую не могли ни подарки, ни дорогая одежда от несчастного влюбленного. В конце концов Пигмалион обратился к Афродите, богине красоты и любви, с просьбой подарить ему такую же, как Галатея, жену. Афродита сжалилась над юношей и оживила статую.
Если я даже умру, вас это не тронет! Куда же я теперь пойду? Что со мной будет? И что со мной станет?! Раньше я продавала цветы, но не себя. Теперь мне не осталось ничего, кроме как торговать собой! Профессор искренне возмутился этим: — Я создал ее из рыночных отбросов, а теперь эта гнилая капустная кочерыжка воображает себя леди! И Элиза сбегает от Хиггинса, забра в сво и вещи. Не будем посвящать читателя во все дальнейшие перипетии этой драматической истории. В пьесе Бернарда Шоу ее финал остается отк рытым. Зрите лям надо додумать самим, как сложатся в дальнейшем отношения Элизы с ее учителем-профессором. Н о авт оры нового волгоградского спектакля «Пигмалион» сделали его финал более оптимистичным и красивым, соединив судьбы Элизы и профессора Хиггинса — новы х, со временных нам Пигмалиона с Галатеей. Поэтому в нем — настоящий хэппи энд, как говорится в таких случаях. Удачный дебют Для известного волгоградского актера и режиссера Андрея Курицына новый спектакль «Пигма лион» стал его первой работой в должности главного режиссера НЭТа. С ней очень удобно работать. В ней важен скрытый смысл. Он заключается в том, что человек должен добиваться исполнения своей мечты. Двигатель должен быть у него внутри, который должен вести его к ней. Иначе жизнь пройдет мимо него. Актеры находят в ней очень много моментов для своего творческого проявления — играть, самим переживать при этом и передавать свои чувства зрителям. Когда мы разбирали с актерами сцены из пьесы, они оказались настолько удачными, что там и нечего придумывать нам было, а можно просто следовать автору пьесы.
Новости Республики Коми | Комиинформ
Я в восторге! Именно после таких постановок хочется вернуться в театр, вернуться на сцену... Вы восхитительные. Приду еще раз и не раз!
Контраст между феерическим успехом на приёме и пренебрежением дома слишком велик.
Когда Хиггинс уходит и вскоре возвращается в поисках домашних туфель, Элиза взрывается и запускает туфлями в Хиггинса. Она пытается объяснить трагизм своего положения: «На что я годна? К чему вы меня подготовили? Куда я пойду?
Что будет дальше? Что со мной станет? Ночью Элиза покидает дом Хиггинса [24]. Пятый акт[ править править код ] Дом миссис Хиггинс.
Приезжают Хиггинс и Пикеринг, жалуются на исчезновение Элизы. Хиггинс признаётся, что чувствует себя без Элизы как без рук. Он не знает ни где лежат его вещи, ни какие у него назначены дела на этот день. Слуга докладывает о приходе отца Элизы.
Дулиттл очень изменился, теперь он выглядит как зажиточный буржуа. Он в негодовании набрасывается на Хиггинса, обвиняя профессора в том, что по его милости оказался вынужден изменить привычный образ жизни и стать из-за этого гораздо менее свободным, чем прежде. Оказывается, несколько месяцев назад Хиггинс написал в Америку одному миллионеру-филантропу, основателю «Лиги моральных реформ», что самый оригинальный моралист во всей Англии — это Альфред Дулиттл, простой мусорщик. Миллионер недавно умер, а по завещанию оставил Дулиттлу три тысячи фунтов годового дохода при условии, что тот будет читать лекции в его Лиге.
Теперь бывший мусорщик — обеспеченный буржуа и вынужден, вопреки своим убеждениям, соблюдать каноны традиционной морали. Сегодня, например, он официально женится на своей многолетней сожительнице. Миссис Хиггинс выражает облегчение, что отец теперь может позаботиться о своей дочери и что будущее Элизы не вызывает опасений. Она признаётся, что Элиза здесь, в верхней комнате.
Хиггинс, однако, и слышать не желает о том, чтобы «вернуть» Дулиттлу Элизу. Появляется Элиза. Все оставляют её наедине с Хиггинсом, и между ними происходит решительное объяснение. Хиггинс ни в чём не раскаивается, требует, чтобы Элиза вернулась, и отстаивает своё право на бесцеремонное поведение.
Элизу это не устраивает: «Мне хочется ласкового слова, внимания. Я знаю, я простая, тёмная девушка, а вы джентльмен и учёный; но всё-таки я ведь человек, а не пустое место». Элиза сообщает, что нашла способ обрести независимость от Хиггинса: она отправится к его коллеге — профессору Непину и, став у того ассистенткой, раскроет ему методику обучения, разработанную Хиггинсом. Миссис Хиггинс и гости возвращаются.
Хиггинс демонстративно весело поручает Элизе по дороге домой купить сыр, перчатки и галстук. Элиза презрительно отвечает «Купите сами» и отправляется на свадьбу отца. Пьеса заканчивается открытым финалом [25]. Шоу редко бывал доволен экранизациями своих пьес, но продюсера Габриэля Паскаля он лично поздравил с заслуженным успехом [26].
Первый акт[ править править код ] Расставшись в конце акта с Хиггинсом, «сказочно разбогатевшая» Элиза осуществляет свою давнюю мечту — приезжает домой на такси. Водитель, откровенно забавляясь её попытками выдать себя за завсегдатая таких поездок, отказывается от платы и со смехом уезжает. Подробно описана каморка Элизы — выбитый фрагмент окна заклеен бумагой, на стенах вырезки из газет, изображающие популярных актёров и леди в пышных нарядах, у окна пустая птичья клетка, напротив — кровать, на которую свалено «всё, что может сохранить тепло» [27]. Второй акт[ править править код ] После заключения пари Элиза в сопровождении миссис Пирс входит в ванную, которую вначале принимает за прачечную.
Узнав, что ей предстоит вымыться самой, категорически отказывается — «от этого можно простудиться до смерти!.. Вы не знаете, что такое холод для меня, как я боюсь его». Миссис Пирс её успокаивает: Хиггинс принимает ванну каждое утро, к тому же воду можно сделать горячей. Элиза рыдает: если бы она знала, что её ждёт, никогда бы не пришла.
Миссис Пирс вручает ей халат, тапочки, велит переодеться, регулирует температуру воды, щедро досыпает в ванну мыльный раствор и вооружается устрашающего вида щёткой. Выходит дрожащая от ужаса Элиза в халате, на вопрос, достаточно ли вода горячая, отвечает: «О-о! Слишком горячо! Душераздирающие вопли Элизы слышны по всему дому [28].
Ещё одно добавление показывает первый урок Элизы.
Ставшая уже классикой мирового театра, в стенах ТЮЗа комедия получила новое прочтение. По словам режиссера постановки Наталии Лапиной: «Вероятно, сейчас это именно то, что нужно зрителям — на один вечер, на какое-то театральное мгновение ощутить лёгкость бытия, перенестись вместе с героями Шоу в другой век. Спектакль лёгкий, джазовый, полётный. Он о любви и о становлении человека.
Мы должны понимать, что эпизод, рассказанный гениальным ирландцем, относится не только к удивительной эпохе — викторианской Англии, но и к нашей, сегодняшней атмосфере.
Жизнь в сегодняшней России напоминает по-своему викторианскую Англию с её нарочитыми, доморощенными, искусственными и нежизненными общественными установками. Сергей Чонишвили Генри Хиггинс Сама по себе пьеса — это не просто рассказ о Золушке, для сосредоточения на этом Бернард Шоу чересчур велик. Его задача была другой. Она состояла в том, чтобы средствами юмора, сатиры, и даже издевательствами над затхлостью, консерватизмом и высокомерием викторианской среды в полный голос и во весь рост заявить протест, «уложить на лопатки» неприкрытую буржуазную мораль, скрывающуюся за почти прозрачной вуалью «британского аристократического снобизма. Гений Бернарда Шоу, многократно подтверждённый в его произведениях, в его цитатах и в его жизни, позволил эту задачу решить. И не будем забывать, что писатель посвятил эту пьесу своей подружке, с которой у него была больше интеллектуальная, чем романтическая связь.
Я люблю Бернарда Шоу не за его сарказм, не за его хлесткие цитаты, и даже не за его острый ум, но за то, что он всегда средствами интеллигентного человека, обладающего высокой иронией, показывал со всей остротой правду жизни. Ангелина Стречина Элиза Дулиттл Правду, которую никто никогда не говорит, о ней все молчат. А он говорит, не стесняясь. Зачастую Шоу бьёт наотмашь, причём собеседник аудитория этого нередко не понимает, редко полагает, что драматург говорит о ком-то другом, но не о нём.
Спектакль Пигмалион в театре Современник
Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул обоснование названия нового балета в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. На эти и другие вопросы постарались ответить во время долгожданной премьеры спектакля «Пигмалион». Спектакль Пигмалион в театре Современник – яркая и красочная постановка, которая надолго запомнится каждому зрителю.
Краткое содержание пьесы «Пигмалион»
Хиггинс, предвкушая интересный для него со всех точек зрения эксперимент, соглашается на пари. Действие третье После нескольких месяцев плодотворных занятий Хиггинс решает проэкзаменовать свою подопечную и приглашает ее в дом своей матери в ее приемный день. На опасения миссис Хиггинс оказаться в неловком положении сын успокаивает, что цветочнице «строго-настрого велено касаться только двух тем: погоды и здоровья». Тем временем горничная докладывает о приходе гостей, среди которых оказывается полковник Пикеринг, миссис Эйнсфорд Хилл с дочерью Кларой и сыном Фредди. Входит Элиза, поражая присутствующих. Поначалу общается с гостями заученными фразами, «с педантичной чистотой, приятным музыкальным голосом» , но вскоре воодушевляется произведенным эффектом и переходит на более привычный уличный жаргон.
Желая спасти положение, Хиггинс сообщает присутствующим, что это новомодные светские выражения. После ухода гостей профессор и полковник делятся с миссис Хиггинс успехами бывшей цветочницы. Однако дама охлаждает их пыл, указывая на явные промахи девушки. Обучение Элизы продолжается с учетом этих ошибок. Тем временем пораженный красотой девушки юный Фредди Хилл засыпает ее любовными посланиями.
Действие четвертое Уставшие, но очень довольные Пикеринг и Хиггинс делятся впечатлениями о прошедшем приеме в посольстве. Элиза оправдала все их ожидания, блистательно изобразив герцогиню. Полковник уверяет друга, что проделанная им работа — «полный триумф» , и он признает в нем величайшего педагога современности. Однако Элиза, «в роскошном вечернем туалете и бриллиантах» , не участвует в разговоре. Она обеспокоена и сильно раздражена: пари окончено, и она находится в полном неведении касательно своего будущего.
Хиггинс не сразу понимает перемену в настроении своей подопечной, но, осознав, в чем дело, не проявляет никакой заинтересованности в душевных переживаниях Элизы.
Наконец, Хиггинс решил устроить ученице первый экзамен: привез Элизу к своей матери в ее приемный день. У Турчаниновой в этой сцене не так много слов, но она умеет говорить и без слов одними глазами, и зритель совершенно безошибочно знает, о чем она в данный момент думает. Эта партитура мысли была разработана актрисой безукоризненно. Мисси Хиггинс выше всех остальных гостей: она первая и единственная в холодном и искусственном мире встала на защиту человека.
Душераздирающие вопли Элизы слышны по всему дому [28]. Ещё одно добавление показывает первый урок Элизы. Хорошо пообедавшая, в новом платье, она сидит с напряжённым видом пациента на первом визите к врачу. Её нервирует также Хиггинс, который расхаживает по комнате, поскольку неспособен сидеть на одном месте, но несколько успокаивает присутствие Пикеринга. К удивлению профессора, Элиза довольно быстро понимает, чего от неё хотят, и старательно воспроизводит правильное звучание слов, не искажённое диалектом. Хиггинс восторженно обещает: «Пикеринг, из неё выйдет герцогиня! Третий акт[ править править код ] Эта яркая и весёлая сцена в конце акта — самое крупное из добавлений Шоу к первоначальному варианту пьесы. Оно посвящено главному событию всей интриги, то есть визиту Элизы, выдаваемой за герцогиню, на приём в посольство. У здания посольства останавливается роллс-ройс, оттуда выходят Пикеринг в штатском, но с многочисленными орденами и медалями, затем Элиза с веером и в вечернем платье, также богато украшенная бриллиантами и цветами. За ними выходит Хиггинс. Элиза, как и большинство приехавших дам, надолго пропадает в дамской комнате, а к Хиггинсу радостно подбегает экспансивный молодой человек, длинноволосый, с устрашающего вида усами и бакенбардами. Он оказывается венгром по фамилии Непоммук Nepommuck [30] , по прозвищу «Волосатый шпик» Hairy faced dick , когда-то учившимся у Хиггинса фонетике. На приём он приглашён как профессиональный переводчик, знающий в совершенстве 32 языка, Непоммук хвастает, что легко разоблачает любую попытку скрыть своё происхождение, — например, вон тот «греческий дипломат» на самом деле сын английского часовщика. Полковник встревожен: эксперт по диалектам Непоммук может вскрыть истинную природу лжегерцогини. Пикеринг представляет Элизу хозяйке приёма и выводит её в зал, где она немедленно становится центром внимания. Молодые люди встают на кресла, чтобы разглядеть незнакомую красавицу. Некоторые пытаются выведать что-либо у Пикеринга и Хиггинса, но те уклоняются от ответа. Неожиданно появляется Непоммук и заявляет: «Я всё выяснил! Она — подделка». На недоверчивое молчание собравшихся Непоммук торжественно провозглашает: таинственная гостья не может носить английскую фамилию Дулиттл, потому что слишком хорошо говорит по-английски — следовательно, она иностранка! Только хорошо обученные иностранцы обнаруживают столь совершенное владение английским языком. Более того, Непоммук уверен, что она венгерка королевской крови, потому что он тоже королевской крови и разбирается в таких делах. Хиггинс задаёт провокационный вопрос: «А вы не пробовали заговорить с ней по-венгерски? Спутать венгерский с французским! Это исключено, она знает оба». Большинство присутствующих соглашаются с Непоммуком: Элиза — принцесса. Пари выиграно. Подходит усталая от впечатлений Элиза, и все трое направляются домой [31]. Четвёртый акт[ править править код ] В конце акта, после ссоры с Хиггинсом, Элиза в своей комнате собирает вещи, переодевается в дорожный костюм, показывает сама себе язык в зеркале и с решительным видом выходит из дома незамеченной. За дверью она натыкается на влюблённого Фредди, который уже много ночей мечтает у её окна. Элиза признаётся, что больше всего ей хочется утопиться, и падает в объятия счастливого Фредди. Подъезжает такси, и парочка решает отправиться за советом к миссис Хиггинс [32]. Пятый акт[ править править код ] Шоу немного перестроил заключительные абзацы. Хиггинс, пытаясь восстановить прежние отношения с Элизой, поручает ей купить ветчину, сыр Стилтон, перчатки 8-го размера и галстук для нового костюма. Элиза отвечает: «8-й размер вам будет мал, у вас уже имеются три новых галстука, которые вы забыли в ящике умывальника, Пикеринг предпочитает сыр Глостер, а не Стилтон, а вы вообще не ощущаете разницы. Про ветчину я позвоню миссис Пирс. Что вы без меня будете делать, не представляю» [33]. Мнение Шоу о дальнейшей судьбе героев[ править править код ] Биограф Эмрис Хьюз пишет: «Пигмалион» был весёлой, блестящей комедией, последний акт которой содержал элемент истинной драмы: маленькая цветочница хорошо справилась со своей ролью знатной дамы и больше уже не нужна — ей остаётся вернуться на улицу или выйти замуж за одного из трёх героев. А вот за кого? Шоу, дразня зрителей, оставляет эту альтернативу без ответа. В конце первоначального текста пьесы Элиза и Хиггинс навсегда расстаются. В дополненном варианте 1938 года Хиггинс выражает уверенность, что она вернётся. В послесловии к пьесе Шоу охарактеризовал традиционные финальные бракосочетания героя и героини как «шаблоны и заготовки из лавки старьёвщика» и дал свою версию судьбы Элизы: она предпочла выйти замуж за влюблённого в неё Фредди [34]. Благодаря щедрости полковника Пикеринга новобрачные смогли осуществить давнюю мечту Элизы — открыли собственный цветочный магазин [20]. Шоу, как сказано выше, считал своей целью скорее дразнить зрителей, чем утешать их, и неизменно противился частым попыткам театральных и кинорежиссёров устроить Элизе и Хиггинсу благополучный любовный финал [35]. В послесловии автор объяснил, что слова Элизы в пятом акте, обращённые к Хиггинсу: «Я даже за вас не пошла бы замуж, если б вы меня попросили» — это продуманное решение, вытекающее как из женской интуиции, так и из доводов разума.
Такой неотесанной деревенщины он еще не встречал! Ради смеха Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, обещая за полгода обучить дикарку грамотной речи и манерам герцогини. Профессор забирает девушку в свои шикарные апартаменты и честно дрессирует, как циркового пуделя.