Когда отмечают Песах — центральный иудейский праздник в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. Празднуя еврейский праздник Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами. Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. главный еврейский праздник, символизирующий исход еврейского народа из египетского рабства. В 2024 году Песах в Израиле празднуют с 23 по 29 апреля.
Еврейский праздник Песах
Евреи всего мира скоро начнут отмечать Песах — самый важный иудейский праздник, посвященный исходу из Египта и освобождению евреев от рабства в Древнем Египте. Вечером 5 апреля 2023 года начнется Песах – самый древний из иудейских праздников. В 2022 году на период с вечера 15 апреля до ночи 23 апреля выпадают праздничные дни еврейского праздника Песах. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэд («праздничные будни»). Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
Она состоит из 6 главных продуктов и мацы. Когда начинается застолье, первым делом пробуют карпас — одну из частей кеары. Таким образом специально меняют привычный порядок вещей, ведь трапеза должна начинаться с благословения хлеба. Когда ребенок спрашивает, что изменилось, для него пересказывают историю исхода евреев из Египта. Во время застолья читают сборник молитв, пьют вино не более 4 бокалов. Что означают 6 блюд кеары на Песах Главные 6 блюд кеары и их значение: 1 — бейца. Сваренное вкрутую яйцо, символизирующее праздничную жертву, жизненные круговорот рождение и смерть , надежду на счастье.
Яйцо не очищают, кладут на конфорку, чтобы на скорлупе появились румяные узоры. Затем каждому члену семье раздают по яйцу: его опускают в подсоленную воду и съедают.
За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо». Начнем с названия.
Читайте также Шавуот: что за праздник отмечают на 50-й день после Песаха Ужаснувшись случившемуся с первенцами а смерти не избежал даже его собственный сын , фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой , которая означает воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.
Как отмечают Песах: седер и «будни праздника» Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин седер. Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — особая еда, которую готовят к Песаху.
На четырнадцатый день месяца нисана, после этой страшной казни, Моисей смог увести свой народ из страны, где многие годы евреи жили на положении рабов. Именно эта легенда стала основой для праздника Песах. Это явно указывает нам на сюжет предания. Господень гнев миновал евреев, остававшихся верными ему. Однако он не прошёл мимо египтян, которые неволили народ Господа. С древнейших времён евреи отмечают Песах, начало которого приходится именно на четырнадцатый день месяца нисана. Готовиться к Песаху еврейский народ начинает заранее. Едва отпраздновав предшествующее ему торжество, Пурим, иудеи стремятся убрать в домах и вынести всё лишнее, в преддверии долгожданного Песаха. Но удалять из жилища в эту пору нужно не только мусор или старые вещи. Считается, что в период празднования Песаха в еврейском доме не должно быть хлеба, пива и любого другого продукта, полученного в результате брожения. Хлеб еврейский народ заменяет на мацу — пресные лепёшки из пшеничной муки. Эта традиция также связана с библейским преданием. Согласно ему, исходя из Египта, евреи не смогли дождаться, пока тесто для хлеба поднимется, а потому питались в пустыне исключительно мацой. Главный символ К слову, маца, ставшая символом еврейской нации и Песаха, является блюдом, с изготовлением которого связано немало интересных традиций. Например, выпекать эти хлебцы следует лишь на протяжении восемнадцати минут. В ином случае начнётся процесс брожения, и маца будет не кошерной.
Согласно священным писаниям, чтобы освободить евреев, Б-г по еврейской традиции в этом слове не прописывается одна буква, равно как и в слове «Г-споди» послал на египтян десять казней. Среди казней, которые обрушились на египтян, были гибель скота и урожая, тьма, ужасные болезни. Самой страшной карой оказалась десятая — все первенцы египетского народа были лишены жизни в одну ночь. Спасение еврейского народа легло на плечи Моисея. Б-г повелел Моисею сказать еврейским семьям, чтобы они пометили свои входные двери кровью зарезанного ягненка вечером перед казнью. Мор обошел стороной еврейские дома. В переводе с иврита «Песах» означает «пройти мимо». Ужаснувшись случившемуся с первенцами а смерти не избежал даже его собственный сын , фараон решил отпустить евреев. Собственно, в Песах и отмечают это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. В итоге Моисей смог увести евреев из Египта. Традиции Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб на дрожжевом тесте.
Песах: даты и традиции еврейской Пасхи
С началом празднования Песаха российских евреев поздравил президент России Владимир Путин, пишет Федеральное агентство новостей. Пе́сах — иудейский праздник в память об исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Начинается вечером с 14 на 15 Нисана. Что такое Песах и когда он празднуется. Песах еще называют еврейской Пасхой. Праздник начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунно-солнечному календарю и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми дней — за пределами страны. массовый исход евреев-рабов из Египта. В XIII в до н.э. после 400 лет угнетения и невыносимой жизни евреи пошли за пророком Моисеем в землю обетованную. Цель Песаха – влить во Вселенную бесконечную энергию дарования в 15-й день лунного месяца Овна. Интересно, что в канун Песаха (утром и днём 14-го нисана) запрещено есть даже мацу: это делается для того, чтобы не смешивать ту мацу, которую евреи едят в обычные дни, от особенной мацы седера.
Что такое Песах
Эту хитрость с бараньей кровью подсказал евреям их бог. То есть Песах – Пасха означает буквально «прошёл мимо» или «прошедший мимо». Песах именно связан с крестной жертвой Иисуса Христа. Песах или Еврейская Пасха — один из самых значимых иудейских праздников. В 2022 году Песах будет праздноваться, начиная с захода солнца 15 апреля до н.
Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать
Как и закваска на тесто, гордыня действует на человека разрушающе, открывая злое начало в нем. А Песах — праздник свободы и добродетели. Как празднуют? Утром накануне праздника все мужчины-первенцы соблюдают пост. Первые сутки вне Израиля два дня праздника называются Йом-Тов. В это время в синагогах поют псалмы о благодарности Богу, специальные молитвы, проводят праздничные богослужения.
Вечер накануне праздника — время сбора каждой семьи за праздничной трапезой. Она называется «седер» и отмечается чтением особой молитвы об исходе из Египта. К концу седера принято отворять входную дверь, что символизирует начало исхода. Последний день еврейского праздника Песах знаменует переход Красного моря. На него принято отправляться к водоему и петь «Песнь на море» — особый стих из Торы в память обо всех погибших.
Что готовят? Знаковое блюдо праздника — маца. Обычно на стол кладут 2-3 пресных лепешки, одну на другую.
Сваренное вкрутую яйцо, символизирующее праздничную жертву, жизненные круговорот рождение и смерть , надежду на счастье.
Яйцо не очищают, кладут на конфорку, чтобы на скорлупе появились румяные узоры. Затем каждому члену семье раздают по яйцу: его опускают в подсоленную воду и съедают. Это название голени ягненка, символизирующего пасхального агнеца, кровью которого пометили двери израильтян, чтобы их не тронут Бог, не поразил «губительной язвой». Некоторые общины допускают замену зроа на запеченную курицу, непосредственно, ее горлышко.
Так называют свежую зелень — сельдерей, лук, ботву свеклы или картофеля. Она символизирует надежду и обновление. Перед употреблением карпас макают в подсоленную воду. Название горьких трав, символа жестокости, проявленной к еврейскому народу со стороны египтян.
Песах связан с одним из важнейших событий в еврейской истории, произошедшим около 3300 лет назад, — освобождением евреев из египетского рабства и их Исходом из Египта под предводительством пророка Моше Моисея. Песах — праздник весны и свободы — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека.
Изделие потом раздают беднякам. Эта выпечка символизирует пресный хлеб, который прихватили в спешке евреи, когда тайком уходили из Египта. В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение. А вечером семьи собираются за трапезой дома. Она именуется «седер» «порядок» на иврите и является важнейшей частью праздника. На стол ставят лучшую посуду, серебро и свечи. Из еды на нем обязательно должен присутствовать кусок зажаренной бараньей или куриной ножки, символически представляющей приносимого в жертву ягненка.
Также принято трапезничать в это время мацой и салатом «марор» салат-латук, базилик и хрен и хазерет тертая зелень , символизирующие горечь египетского рабства. Чтоже касается более сладких продуктов, то на столе обязана стоять смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина. Её называют «харосет» Цвет блюда напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи. День, следующий за седером, — это первый день праздника.
Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
Зачем Воскресение Христово называть еврейским словом «пейсах»? - Православный журнал «Фома» | Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. |
Песах: как иудеи празднуют "день рождения еврейского народа" | Важно сказать, что есть и запрет на определенную пищу в Песах. |
Еврейский праздник Песах - Главный секрет евреев | Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. |
Истинный смысл Песаха | Что такое Песах и когда он празднуется. Песах еще называют еврейской Пасхой. Праздник начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунно-солнечному календарю и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми дней — за пределами страны. |
Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать - | Песах в этом году с вечера 22 апреля до ночи 30 апреля. Это первый Песах после резни 7 октября 2023 года, и первый со времени Войны за Независимость, который Израиль будет отмечать в состоянии войны. |
Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
Эту песню пели беглецы, когда увидели, что морские воды поглотили преследовавших их египтян. Что едят на Песах? Для седера на стол традиционно ставят специальную праздничную посуду, свечи, кубок для пророка Элияху и тарелку для седера — кеару, на которую кладут мацу и шесть продуктов, каждый из которых символичен. Маца, с одной стороны, символизирует «хлеб бедности», который ели евреи во время пленения, а с другой — является символом свободы, так как именно маца помогла выживать в пустыне. Оно напоминает о том, что евреям удалось выйти из рабства благодаря «сильной руке Бога». Затем на блюдо кладут яйцо. Оно является знаком траура по разрушенному Иерусалимскому Храму. Здесь используется корень цикория или салат. О горечи египетского рабства напоминает хрен. Затем следует харосет — микс из перетертых яблок, орехов и красного вина. Внешне это блюдо напоминает глину, из которой евреям приходилось лепить кирпичи для египтян.
Наконец — карпас, или сельдерей. Его обмакивают в соленую воду, напоминая себе и участникам трапезы о пролитых во время рабства слезах. Также во время седера к столу подают суп с шариками из мацы, картофельную запеканку, фаршированную рыбу и цимес — сладкое овощное рагу, которое готовится из меда и моркови. Каждый бокал символизирует обещание, данное Всевышним евреям. Пятый бокал оставляют нетронутым.
Так,марор — символизирует боль народа евреев в период рабства. Харосет — глина, которую использовали иудеи для создания кирпича. Зроа — как напоминание о жертвоприношении в храмах Иерусалима. Кроме символических блюд, евреи также готовят фаршированную рыбу. Когда еврейская семья садится за стол, сначала выпивают четыре бокала вина — они символизируют количество обещаний, которые иудеи дали Богу. Затем наливают пятый бокал, но его оставляют нетронутым, ведь он предназначен пророку Элиаху. В это время евреи читают молитвы и благословения. В конце ужина обязательно съедается кусок мацы.
Праздничная неделя начнется 5 апреля после заката и продлится до вечера четверга, 13 апреля. Традиции праздника В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме.
А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ. Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь. Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение. Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие. Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости. По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша. Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма. Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена. Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль. Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение. Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего. Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием. По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им. Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно? Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен. В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять. Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл. Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом. Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом. Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью. Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке. Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию. Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их. Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце. И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера. Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь». Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора. Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут. Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой. Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина. Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи. Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше. Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи. Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте. Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением». Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну. Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями». Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди. Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость. Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается. Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы. В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди. Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо. Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре. Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом. Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже. Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят. Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей. Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля». Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением. Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи. Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас. Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля. Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша. Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман. Им завершают пасхальную трапезу. Биркат гамазон — как во все другие дни. Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления». После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино. Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» Ваикра, 23,15. А в книге Дварим добавлено: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5. Таким образом, заповедь обязывает нас отсчитать семь недель, начиная со дня принесения в жертву омера ячменя, то есть с 16-го Нисана, и до праздника Шавуот, который приходится на пятидесятый день от этого жертвоприношения. Считать мы начинаем со второй ночи праздника Песах. Счет продолжается семь недель, то есть 49 дней. Слова Торы «отсчитайте пятьдесят дней» наши мудрецы понимают как «до пятидесятого дня». Эта заповедь обязывает каждого из нас вести этот счет — ведь в Торе сказано: «Отсчитайте себе». Поэтому заповедь обязывает каждого еврея. Эта заповедь не отменяется и в сегодня, когда Иерусалимский Храм разрушен, и мы не можем принести омер ячменя в жертву Всевышнему. Существует, правда, мнение, утверждающее, что на наше время заповедь Торы не распространяется, и мы исполняем ее лишь как постановление мудрецов.
Песах: смысл и традиции иудейского праздника
Песах: как иудеи празднуют "день рождения еврейского народа" - МК | Часто Песах называют еврейской Пасхой, однако это совсем разные и никак не связанные друг с другом праздники. |
Еврейский праздник Песах: значение, традиции - Российская газета | С началом празднования Песаха российских евреев поздравил президент России Владимир Путин, пишет Федеральное агентство новостей. |
Песах – как евреи отмечают свою «Пасху»?
Песах | это... Что такое Песах? | 22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. |
Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах | Как евреи отмечают Песах, что можно делать, что нельзя. Что такое еврейский праздник Песах, когда праздновать Песах в Израиле. |
Евреи празднуют Песах! | Традиции СТРАХОВКА ДЛЯ ПОЕЗДКИ В ИЗРАИЛЬ ОФОРМИТЬ ВЫГОДНО ⇒ Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи Кашрут на Песах Содержание. |
Песах: еврейский праздник в Израиле в 2023 | Песах 2024: праздник Песах начинается с заходом солнца 22 апреля. Квасное запрещено есть с начала пятого солнечного часа утром 22 апреля. |
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
Во время празднования Песаха евреи берут веточки зелени, которые макают в солёную воду. С началом празднования Песаха российских евреев поздравил президент России Владимир Путин, пишет Федеральное агентство новостей. Песах называют «праздником весны», «праздником свободы» и «праздником мацы». Иногда его обозначают как «день рождения еврейского народа».
Еврейская Пасха или Песах 2024: отличие от православной, традиции, история, как отмечать
Когда Песах в 2024 году, что это за праздник, почему Песах называют еврейской Пасхой, история и значение праздника, как отмечают. Что такое мезуза и для чего она нужна Краткий обзор законов мезузы Как устанавливают мезузу На косяках всех дверей Солнечная мезуза Тетрис по-еврейски. Заканчивается Песах на седьмой день. Он тоже отмечается торжественно, потому что символизируют кульминацию обретения свободы еврейским интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber.