Новости избирательными правами пользуются граждане российской федерации

В Российской Федерации выборы бывают нескольких уровней.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого «чистого» гражданства Российской Федерации - то есть должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства ч. При этом, указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа ч. Под местом жительства следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией по месту жительства или по месту пребывания ст. Также важно то, что пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Выборы являются главной возможностью для людей подтвердить приверженность страны демократии.

Данная практика уже успешно используется в ряде развитых стран, таких как Австралия, Сингапур и др.

Трудоспособность Недееспособные россияне не могут участвовать в избирательном процессе. Несвобода Ограничение ИП касается лиц, отбывающих наказание по приговору суда.

Они не принимают участие в голосовании и не могут быть избраны на руководящую должность. Это не относится к лицам, имеющим к моменту голосования погашенную судимость. Административный Ценз относится к россиянам, пропагандирующим и грубо демонстрирующим националистическую атрибутику и символику. В эту же группу попадают лица, оправдывающие экстремистскую деятельность.

К моменту выборов лицо, подвергшееся административному наказанию, должно быть свободным от ответственности. Человек с погашенной судимостью принимать участие в выборах может, но право избираться он утратил.

Полномочия прокурора в общем виде определены Федеральным законом от 17. К ним можно отнести право прокурора на обращение в суд с заявлением о назначении даты выборов или с заявлением об отмене регистрации кандидата списка кандидатов в случае выявления нарушения требований законодательства, выражение согласия на применение к члену избирательной комиссии, обладающего правом решающего голоса, мер административной ответственности.

Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. Помощник прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила юрист 3 класса Ю.

Избирательные права граждан Российской Федерации

В Турции не обладают активным избирательным правом рядовые и капралы, служащие в вооружённых силах , а также слушатели высших военных школ. В Перу и Парагвае лишены активного избирательного права военнослужащие и сотрудники полиции Выборы в мире. В ряде государств реализация активного избирательного права имеет характер юридической обязанности. Так, например, в Таиланде «каждый человек обязан осуществлять своё активное избирательное право на выборах» ст.

В Коста-Рике участие в выборах признано на конституционном уровне «обязательной и первичной гражданской функцией» ст. Граждане Мексики обязаны «голосовать на народных выборах в соответствующем избирательном округе» ч. III ст.

В РФ активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим на день голосования возраста 18 лет. Гражданин РФ имеет право избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств пункты 1, 2 ст. По общему правилу активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа , на территории которого проводятся выборы.

Данное требование не распространяется на выборы в федеральные органы государственной власти. В этом случае активным избирательным правом обладают все граждане РФ независимо от их места жительства и пребывания, в том числе находящиеся и проживающие за пределами территории РФ. При проведении выборов в органы местного самоуправления допускается возможность предоставления активного избирательного права иностранным гражданам , постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования , на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом п.

Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах в случае голосования вне помещений для голосования. Какое-либо воздействие на граждан не допускается. Нарушение принципов избирательного права, а также основывающихся на них нормах законодательства является основанием для обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы, такие как избирательные комиссии, органы прокуратуры, суд.

Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей. В соответствии с законом граждане голосуют независимо от чьего-либо влияния тайно. Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах в случае голосования вне помещений для голосования. Какое-либо воздействие на граждан не допускается.

Комментарий к статье 3 1. Реализация конституционного права на участие в управлении государством конкретизируется прежде всего в избирательном праве граждан. Право избирать и быть избранным возникает у граждан России согласно ст. В этом возрасте у гражданина возникает полная правоспособность, то есть способность самостоятельно в полном объеме осуществлять свои гражданские права и нести гражданские обязанности. При осуществлении избирательного права говорят об избирательной правоспособности, которую нельзя приравнивать к гражданской дееспособности гражданина, то есть способности гражданина своими действиями приобретать для себя гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Реализация избирательного права не допускает ограничений и дискриминации в отношении кого-либо из граждан. Конституция РФ ст. Реализация конституционного права граждан избирать и быть избранным влечет за собой определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. И, поэтому, вполне естественно, что в качестве действий, помогающих участникам избирательного процесса реализовать свое право избирать и быть избранным, они имеют право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий. Нарушение избирательных прав граждан влечет за собой административную или уголовную ответственность ст. В Конституции Российской Федерации ст. Это указывает на сделанный законодателем акцент только на одном существенном обстоятельстве - жизненном опыте человека.

Активное избирательное право

В силу статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» далее - Закон основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства либо пребывания временного пребывания, нахождения на территории этого участка. Статьей 62 Закона установлено, что гражданин, который в день голосования по каким-то причинам не сможет прибыть на избирательный участок, где он включен в список избирателей, вправе получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Открепительное удостоверение может быть получено не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Практика В Госдуму внесли проект об улучшении идентификации кандидатов на выборах По мнению авторов новеллы, шестнадцатилетних граждан вполне можно наделить политическими правами. Ведь в этом возрасте они могут заключать трудовые договоры и в исключительных случаях вступать в брак.

О проекте Организационные комитеты Новости ЭПГ-4 Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 — это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов законодательных или представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, включенные в список избирателей, утвержденный решением соответствующего Организационного комитета. Если Вы являетесь утвержденным участником процедуры голосования, выберите свой регион для участия в голосовании.

Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на: ознакомление с документами, определяющими права и обязанности государственного служащего по занимаемой государственной должности; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и др. Принципиальным является закрепление в Федеральном законе ст. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность быть совместителем или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Запрет государственному служащему занимать другую должность означает одновременно и запрет быть депутатом законодательных представительных органов Российской Федерации, законодательных представительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. В Федеральном законе п. На какие конкретно виды предпринимательской деятельности налагается запрет? Государственным служащим запрещено: лично или через доверенных лиц заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иным имуществом, используемым в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Им запрещено приобретать имущественные права на материальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, ноу - хау, торговые секреты, фирменные наименования и т. Государственным служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или другого товарищества, а также входить в состав руководящих органов акционерного общества или иного субъекта предпринимательской деятельности. Им запрещается также занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта - частного, государственного, муниципального или иного предприятия, акционерного общества и иного товарищества, союза, ассоциации, концерна, межотраслевого, финансово-промышленного, регионального и другого объединения предприятий, а также иного объединения организации и учреждения, занимающегося деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров и пользующегося правами юридического лица. Для правового положения государственных служащих предусмотрены и другие ограничения. Государственному служащему запрещено: быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе либо ему непосредственно подчиненном или подконтрольном; использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию. Закон запрещает получать от физических и юридических лиц вознаграждение подарки. В качестве подарка в Законе рассматриваются материальные ценности и денежные вознаграждения, а также ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. На государственных служащих возлагается обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. В Федеральном законе не определено, распространяется ли это требование на время прохождения службы или сохраняется в течение определенного времени и после прекращения отношений государственной службы. Под государственной тайной понимаются предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых образует состав уголовного преступления в виде измены Родине. Под иной охраняемой законом тайной подразумевается служебная и профессиональная тайна. Служебную тайну образуют содержащиеся в должностных положениях сведения, за разглашение которых не предусматривается уголовной санкции, но может быть применена дисциплинарная санкция. Содержание профессиональной тайны определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности. Так, служащие Государственной налоговой службы обязаны соблюдать тайну в отношении находящихся в их распоряжении материалов, даже если эти сведения иногда достаточно известны. Однако служебную и профессиональную тайну нельзя трактовать широко, как все то, что известно государственному служащему по характеру службы. К служебной тайне не могут быть отнесены: описание структуры, компетенции государственного органа, должностных полномочий государственных служащих и адрес государственного органа, стандарты государственной службы; нормативные акты по вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, права юридических лиц и т. Особо обратим внимание, что в Законе понятием "охраняемая законом тайна" охватываются также и "сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан". Это естественно, ибо тайна частной жизни - важнейший элемент правового статуса гражданина ст. На государственных служащих возложена обязанность не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей такого рода сведения. Требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются соответствующим денежным содержанием и другими выплатами, предусмотренными федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Федерации, гарантиями для государственных служащих, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни им и их семьям. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Прекращение государственной службы регулируется в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о труде. Кроме того, в Федеральном законе ст. Первым в их числе указывается достижение предельного возраста, установленного для замещения государственной должности, - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора. Другими основаниями прекращения государственно - служебных отношений могут быть: прекращение гражданства Российской Федерации п. Государственно-служебные отношения подлежат прекращению и в случае возникновения обстоятельств, исключающих пребывание гражданина на государственной службе. Эти основания, как уже отмечалось, закреплены в п. При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственно-служебные отношения не прекращаются. В случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе государственному служащему должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка переквалификация с сохранением на период переподготовки переквалификации денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности. Часть 5 ст. Это право выражается, в частности, в возможности быть присяжным заседателем ч. Организация суда присяжных, права и обязанности присяжных заседателей, особенности судопроизводства с их участием при рассмотрении определенных категорий уголовных дел определены Законом от 16 июля 1993 г. Однако не исключаются и иные формы участия граждан в осуществлении правосудия. Не случайно в Конституции подчеркивается, что судопроизводство с участием присяжных заседателей осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, допустимы и иные формы судопроизводства с участием граждан. Закон от 16 июля 1993 г. В настоящее время он действует в нескольких регионах России. В краевых и областных судах суд присяжных рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ

Документ опубликован в понедельник на официальном портале правовой информации. Новые нормы регулируют отношения, связанные с проведением выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, которые в сентябре этого года впервые примут участие в едином дне голосования. Согласно закону, эти регионы получают право при проведении первых выборов устанавливать своими законами особенности реализации отдельных положений закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность создания избирательных участков за пределами этих регионов и уточняется, что граждане во время голосования смогут использовать не только паспорт, но и другие документы, его заменяющие.

В своих постановлениях он указывает, что использование разнообразных субсидиарных электоральных практик способствует росту числа граждан, принимающих участие в выборах, но в то же время при применении технологий должны обеспечиваться подлинность и справедливость избирательного процесса и его результатов, соблюдаться принципы свободных выборов12. Рассматривая вопросы, связанные с цифро-визацией, Конституционный Суд Российской Федерации поднимает проблемы цифровой идентификации личности, социального и правового неравенства граждан при использовании электронных и цифровых средств, а также анализирует право на забвение, как элемент информационного и цифрового статуса личности. Говоря об аспектах цифровой идентификации личности, 9 См. Конституционный Суд Росси указывает на проблему пределов ответственности, к которой лицо может быть привлечено, если факт правонарушения был зафиксирован при помощи технических средств [1, с. Конституционный Суд отмечает, что в случае привлечения лица к административной ответственности на основании его идентификации как виновного при помощи специальных средств — устанавливается максимальный штраф13. Как представляется, такая максимальная мера ответственности может быть применена и при нарушении избирательных прав в связи с использованием электронных и цифровых технологий в избирательном процессе.

Затрагивает Конституционный Суд и вопросы, связанные с обеспечением принципа равенства. Бондарь отмечает, что развитие информационных и цифровых технологий усугубляет процессы социального и правового неравенства. Например, доступ к цифровому порталу «Государственные услуги» может быть ограничен для отдельных категорий граждан, в виду финансовой несостоятельности и невозможности приобретения необходимых технических устройств для осуществления входа на сайт. Таким образом, большая часть населения может не получать набор тех услуг, которые государство обязано им предоставить [1, с. Насущна такая проблема и для сферы избирательного права. Так, при проведении Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, на портале Госуслуг для жителей Московской и Нижегородской областей была доступна опция дистанционного электронного голосования.

Пользователям портала необходимо было иметь подтвержденную учетную запись на сайте «Государственных услуг» и постоянную регистрацию в указанных субъектах. Видится, что для наиболее полной реализации избирательных прав необходимо детально проработать вопросы, связанные с реализацией конституционного принципа равенства избирателей. Обобщая вышеизложенное, сформулируем ряд предложений для наиболее эффективной защиты избирательных прав в современных реалиях: Полагаем необходимым закрепить в ст. Для полноценной реализации принципов всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права в условиях применения современных избирательных технологий считаем необходимым решить вопросы, связанные с идентификацией личности при дистанционном голосовании. На наш взгляд, перспективной является технология определения лица при помощи биометрических данных. С 2018 года в Российской Федерации используется единая система биометрической идентификации и аутентификации лиц в рамках 13 См.

Доступ из справ. Уникальные биометрические характеристики избирателя, такие как голос и лицо помогают определить «живого человека» и практически исключают возможности фальсификации данных при регистрации, в отличие от электронной цифровой подписи или кодов. Конечно и у такой системы есть свои минусы, так как при ее использовании каждый избиратель должен иметь компьютер или иное техническое средство с камерой и микрофоном для того чтобы пройти процесс идентификации. Если такую процедуру вводить повсеместно или на отдельных территориях, то следует продумать вопрос об обеспечении избирателей оборудованием. Для полноценного общественного контроля при голосовании с использованием дистанционных форм считаем необходимым расширить права наблюдателей и предоставить им наряду с представителями СМИ возможность включения в избирательную кампанию с момента официального опубликования решения о назначении выборов. Это, в свою очередь, позволит наблюдателям присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при принятии ими решений по организации и проведении выборов, а также даст право ознакомления с документацией по системе дистанционного электронного голосования, предоставит право посещения агитационных мероприятий кандидатов и избирательных объединений.

Для соблюдения принципов доступности и безопасности голосования полагаем целесообразным создание новой отдельной цифровой платформы для голосования. Масштабные шаги в этом направлении уже сейчас принимает Центральная избирательная комиссия России. Так, 22 декабря 2020 года в рамках 277 заседания ЦИК РФ была представлена Концепция создания Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Документ предусматривает планомерную модернизацию государственной автоматизированной системы «Выборы» и создание на ее базе новой цифровой платформы. Концепция описывает цели, задачи создания платформы, указывая, что главными принципами ее функционирования станут легитимность, им-портозамещение и информационная безопасность. Планируется, что новая цифровая платформа будет содержать данные о списках избирателей, в том числе электронных списков избирателей, данные «избирательного профиля гражданина».

Кроме того, платформа будет предоставлять цифровые сервисы для всех участников избирательного процесса, с возможностью электронного сбора подписей «Подписные листы»14. Полагаем необходимым создание в рамках цифровой платформы механизма «цифровые выборы», позволяющего осуществлять все стадии избирательного процесса, начиная с подачи документов в режиме одного окна.

Конституционный Суд подтвердил конституционный характер обусловленных этими требованиями законодательных установлений о порядке и условиях осуществления пассивного избирательного права см. Способы установления действительной воли избирателей на выборах зависят от вида избирательной системы, которая во всяком случае должна обеспечивать реальность избирательных прав. При этом сам по себе переход федеральной избирательной системы от смешанного типа к пропорциональному Суд оценивает как укладывающийся в пределы конституционно допустимой дискреции федерального законодателя, который вправе установить тот или иной порядок формирования Государственной Думы, соблюдая, однако, при этом конституционные принципы народного представительства и избирательного права см. Определения КС РФ от 15. Конкретизируя содержание институтов пропорциональной избирательной системы, законодатель должен учитывать, что по своей природе пассивное избирательное право индивидуальное, а не коллективное; поэтому оно должно включать, например, гарантированную возможность снять свою кандидатуру на выборах в течение определенного законодателем в целях предотвращения злоупотребления свободой участия в выборах срока. Но, более того, и этот срок не может быть препятствием для снятия кандидатом своей кандидатуры, если возникли обстоятельства, вынуждающие его к этому тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья и другие аналогичные обстоятельства см.

В то же время в ситуации, когда на выборах в Государственную Думу число избирателей в субъекте Федерации оказывается меньше установленной нормы представительства, Конституционный Суд признал допустимыми - в рамках поиска баланса конституционных ценностей и в качестве вынужденной меры - определенные отступления от требования равного избирательного права, в частности в пользу принципов федерализма и равноправия субъектов Федерации. Такое ограничение возможно в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека, а также для обеспечения надлежащего представительного характера федерального парламента см. Постановление КС РФ от 17. Одновременно при решении вопроса о конституционности ограничений пассивного избирательного права следует учитывать объективные имманентно присущие пределы его нормативного содержания, из чего вытекает допустимость некоторых специальных условий правопользования. Такими специальными условиями, в равной мере распространяющимися на всех кандидатов принцип равноправия , КС РФ были признаны, в частности, требование о представлении избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата и положение о необходимости создания избирательных фондов для обеспечения контроля за финансированием выборов, пополняемых в том числе за счет средств, выделенных избирательной комиссией. Не являются ограничениями пассивного избирательного права также нормативные запреты на совмещение публично-властных должностей, законоположения о досрочном прекращении депутатских полномочий лиц, условно осужденных или признанных виновными в совершении преступления вступившим в силу приговором суда, нормы института отзыва депутата другого должностного лица в целом и т. Вместе с тем, с учетом оговоренных выше пределов полномочий законодателя субъекта РФ, нарушением требований равенства было признано установление на соответствующем уровне дополнительных, противоречащих федеральным гарантиям и стандартам условий приобретения пассивного избирательного права далее по тексту см. Постановления КС РФ от 24.

Конституционное право участвовать в референдуме референдарное право в силу ч. Обе высшие формы непосредственной демократии выборы и референдум , имея собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга см. В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и воле изъявления народа институт референдума обеспечивает открытость процессов принятия легитимных политических решений см. Постановление КС РФ от 21. Вместе с тем референдумы не должны рассматриваться, на что обращает внимание Парламентская Ассамблея Совета Европы Рекомендация 1704 2005 от 29 апреля 2005 г. В доктринальном плане под референдумом следует понимать способ непосредственного решения народом в целом или населением в тех или иных регионах муниципальных образованиях наиболее важных вопросов государственной жизни либо применительно к местному референдуму вопросов местного значения. Необходимо, однако, подчеркнуть, что в Конституции говорится о праве участвовать в референдуме, и, следовательно, одной возможностью голосования по публично значимым вопросам это основное право не исчерпывается, оно должно включать и иные институциональные правомочия, что подтверждается в законодательстве. Так, по смыслу положений ч.

Аналогичная формулировка содержится в п. Важно также иметь в виду, что нормативное содержание правомочий граждан по участию в референдуме имеет определенные особенности, связанные с классификационными характеристиками отдельных видов референдумов: это могут быть, например, обязательные и факультативные референдумы, а в рамках последних - инициативные петиционные референдумы. Референдум считается факультативным, если в нормативных правовых актах устанавливается возможность, но не обязательность его проведения по определенному кругу вопросов. Так, Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование часть 3 статьи 135 Конституции России. Референдумы, инициируемые гражданами петиционные референдумы , предполагают более широкий набор правомочий граждан на участие в референдуме, чем в тех референдумах, которые проводятся по инициативе органов государственной власти. В петиционном референдуме фактически совмещаются два института непосредственной демократии: народная инициатива подача петиции и собственно референдум. Аналогом права на петицию в системе конституционных прав и свобод российских граждан выступает право на обращение см. Однако возможность обращения граждан, инициирующего референдум, следует трактовать именно в контексте содержания права на участие в референдуме.

Особенностью комментируемого конституционного права является то, что инициировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения о его назначении граждане могут только совместно, на коллективной основе участников такого инициируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума федеральный, субфедеральный, местный. Так, согласно Закону о референдуме, инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Федерации, где она образована ч. Инициатива проведения федерального референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. Все названные условия принципиально преодолимы и соотнесены с целью обеспечения подлинности народного волеизъявления. Такое же значение имеют законодательные установления периодов, в течение которых инициатива проведения референдума не может быть выдвинута. Для законодательного решения данного вопроса важное значение имела правовая позиция Конституционного Суда, выработанная в Постановлении от 11. В этом решении Суд, признав не противоречащим Конституции установление федеральным законодателем запрета на проведение референдума и выдвижение инициатив о проведении референдума в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента, Государственной Думы, указал, что такое правовое регулирование может рассматриваться как конституционное, поскольку по его смыслу период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов. Реальность конституционного права граждан участвовать в референдуме как форме непосредственного волеизъявления народа во многом зависит также от законодательного решения вопроса о предмете референдума.

Так, в соответствии с положениями ст. Таким образом, за рамками перечня и требований, в которых фактически конкретизированы и установлены конституционные ограничения и регулирующие условия пользования правом на участие в референдуме в отношении возможностей его инициирования, законодателем утверждается свобода принятия принципиального о необходимости и содержательных о предмете референдума решений правообладателями. Некоторые из положений указанной статьи были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подчеркнул, что федеральный законодатель не вправе отменить или умалить само принадлежащее гражданам РФ право на участие в референдуме, а свобода усмотрений законодателя при регламентации данного права ограничена особенностями и предназначением референдума как высшей формы непосредственного народовластия. Одновременно Суд признал конституционную соразмерность ограничения, предусматривающего, что на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ п. В первом случае в основание решения Конституционного Суда был положен тезис о самостоятельном конституционном значении форм непосредственной и представительной демократии, во втором - о необходимости гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле граждан, которым принадлежит конституционное право участия в данной форме непосредственного осуществления народом-сувереном своей власти. Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. Права граждан на участие в референдуме субъекта РФ и местном референдуме следует рассматривать как конкретизированные возможности пользования правом, закрепленным в ч. При этом важно учитывать, что как в комментируемой норме ст.

Это, в свою очередь, является подтверждением достаточно широкой дискреции федерального законодателя при решении вопроса об условиях и порядке проведения федерального и регионального референдумов, на что обращает внимание и Конституционный Суд см. Положения ч. Эти ограничения распространяются только на лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Непосредственно конституционный характер ограничений означает, что они имеют высшую юридическую силу и не могут быть отменены или "ослаблены" законодателем, поскольку их цель и соразмерность уже определены в духе общей установки о допустимости ограничений, обусловленных необходимостью защиты иных конституционных ценностей ч. Вместе с тем непосредственное конституционное закрепление ограничивающих требований в отношении пользования соответствующими политическими правами не может рассматриваться как установление принципиально исчерпывающего перечня нормативных ограничений этих прав, поскольку оно направлено на установление безусловных, не подлежащих законодательному пересмотру в парламентской процедуре, изъятий из конституционной правосубъектности личности. Часть 3 ст. Из этого исходит и Конституционный Суд. Так, в Определении от 04.

Особенностью комментируемых ограничений является то, что они начинают действовать в отношении тех или иных конкретных граждан только на основании вступивших в законную силу правосудных решений см.

После вынесения приговора суда гражданин лишается права голоса на весь срок его пребывания в местах лишения свободы, после выхода на свободу бывший заключенный вновь наделяется избирательным правом. Народное голосование продлится три дня, с 15 по 17 марта 2024 года Это правило не касается тех, кто находится под подозрением, а также обвиняемых, находящихся в следственных изоляторах СИЗО : поскольку решение суда по таким гражданам еще не озвучено, они могут принимать участие в выборах президента. Перед проведением выборов вышеуказанным лицам предоставляется вся необходимая информация с материалами о кандидатах и голосовании. В день выборов в СИЗО организуют избирательные участки для волеизъявления граждан под следствием. Окончательный список стран, представители которых приедут в Россию, станет известен в феврале На президентских выборах 18 марта 2018 года более 75 тыс. Граждане, находящиеся под домашним арестом, могли посетить избирательные участки самостоятельно, заранее получив разрешение на выход.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ

Информация о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России). Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Под активным избирательным правом понимается право граждан участвовать в голосовании на президентских, парламентских или муниципальных выборах, избирать представителей на выборные должности в госаппарате. Активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Главные новости. Федеральный закон от 14.11.2023 № 531-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О. В случае нарушения избирательных прав гражданин имеет право обратиться с жалобой в избирательную комиссию, вышестоящую избирательную комиссию, правоохранительные органы, в прокуратуру или в суд.

Обязанность участия в выборах

Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня? Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень? Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя. Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования? В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление письменно, устное, в т. Заявление обращение может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня.

Форма заявления - см. Приложение 1 При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке? Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям обращениям избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления обращения которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе? За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней - на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня - в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт.

Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися? В каком случае выборы депутата признаются несостоявшимися?

О решении, принятом в соответствии с пунктом 101 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации незамедлительно информирует Президента Российской Федерации, а в случае, если решение принято в отношении выборов Президента Российской Федерации, - также Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда вознаграждения за счет средств, выделенных избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 31 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливаются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Осуществление фото- и или видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, участках референдума, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными в соответствии с пунктом 112 настоящей статьи представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части. Статья 2 Внести в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. Статья 3 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав.

В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см.

Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г. Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г. По частной жалобе гр. При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ.

Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда. Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков.

При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента.

Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г.

Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер". ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов.

Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов. Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие.

Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов. В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы.

Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру. Следуя приведенной правовой позиции Конституционного Суда, законодатель установил ряд гарантий против монополизации власти в представительном органе какой-либо партией. В частности, согласно ФЗ об основных гарантиях избирательных прав: выборы признаются несостоявшимися, если менее двух списков кандидатов получили право участвовать в распределении депутатских мандатов или если за допущенные к распределению депутатских мандатов списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом Законом указанный процент может быть повышен подпункты "в" и "г" п. ФЗ от 18 мая 2005 г. В ситуации, когда, например, на выборах в Государственную Думу несколько федеральных списков кандидатов получат каждый 7 и более процентов голосов, но в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то подлежит применению "плавающий заградительный барьер", понижающийся до тех пор, пока общее число голосов, поданных за списки кандидатов, не превысит 60 процентов.

Это позволяет допустить к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов голосов. В любом случае, как подчеркивал Конституционный Суд в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П, граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Вместе с тем, имея в виду дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.

Новым в избирательном законодательстве является отмена Федеральным законом от 12 июля 2006 г. Конституционный Суд в предшествующий период обращался к проблеме голосования "против всех кандидатов" в ряде своих постановлений - от 10 июня 1998 г. N 17-П, от 29 ноября 2004 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. Суть правовой позиции Конституционного Суда заключалась в том, что формирование выборных органов должно основываться на воле большинства участвующих в голосовании.

Каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами, в том числе в форме голосования "против всех кандидатов". Однако это не означает, что Конституционный Суд считает такую форму голосования обязательным элементом избирательного права. В Постановлении от 14 ноября 2005 г. N 10-П прямо указывается на то, что решение данного вопроса связано с реализацией дискреционных полномочий федерального законодателя. При этом следует иметь в виду, что перед федеральным законодателем стоит задача преодолеть известное противоречие, которое может возникнуть между такими конституционными ценностями, связанными с реализацией избирательных прав, как, с одной стороны, право каждого гражданина участвовать в выборах, выражая свою волю, в том числе путем голосования "против", а с другой - задача формирования предусмотренных Конституцией органов публичной власти.

На основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании проводится также референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан России по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, осуществляемого посредством голосования российских граждан, обладающих правом на участие в референдуме. Конституционное право на участие в референдуме Российской Федерации принадлежит российским гражданам независимо от места их проживания, в том числе проживающим или находящимся за пределами России; в референдуме субъекта Федерации, местном референдуме - российским гражданам, место жительства которых, то есть место постоянного или преимущественного проживания, расположено, соответственно, на территории субъекта Федерации, в границах муниципального образования. Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдумах и принципы их проведения определяются в соответствии с Конституцией, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Голосование предложили разрешить с 16 лет

Поправки в законодательство по вопросам активного избирательного права для граждан, достигших 16 лет, необходимы для «вовлечения в избирательный процесс молодежи, а также повышения явки на выборах», отмечается в пояснительной записке. Гарантии избирательных прав граждан выступают защитой от возможных нарушений в ходе выборного процесса. Информация о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России). Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, содержащийся в местах лишения свободы (отбывающий наказание). Применительно к активному избирательному праву современное российское избирательное законодательство исключает возможность голосо-вания граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. в-третьих, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает право граждан на участие в управлении делами государства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий