На его совести доведённый до самоубийства насмешками и придирками слуга (по версии Лужина, умерший от побоев), глухонемая четырнадцатилетняя девочка, повесившаяся из-за Свидригайлова, грязные преследования Дуни Раскольниковой, смерть Марфы Петровны. по русскому языку и литературе.
Остались вопросы?
Почему Свидригайлов покончил с собой: разбираем причины самоубийства в Преступлении и наказании Самоубийство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» имеет несколько причин. В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. Сочинение на тему «В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)». В чем причины самоубийства Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) Сочинение. Причины самоубийства Свидригайлова.
Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
Данная статья рассмотрит отношения Свидригайлова с его семьей и Дуней, поможет раскрыть причины самоубийства героя, а также поможет написать сочинение «Свидригайлов». Краткая биография. На его совести доведённый до самоубийства насмешками и придирками слуга (по версии Лужина, умерший от побоев), глухонемая четырнадцатилетняя девочка, повесившаяся из-за Свидригайлова, грязные преследования Дуни Раскольниковой, смерть Марфы Петровны. Почему Свидригайлов покончил с собой: разбираем причины самоубийства в Преступлении и наказании Самоубийство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» имеет несколько причин. Почему Свидригайлов покончил с собой: разбираем причины самоубийства в Преступлении и наказании Самоубийство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» имеет несколько причин. Сочинение на тему «В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)». Действия и описания Свидригайлова являются реалистичными, а его размышления рассматриваются в психоаналитическом контексте, что соответствует данному жанру повествования.
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние.
Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны.
Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате.
В том, что должен был быть третий выстрел Свидригайлов не сомневался, поэтому и не утопился не зря же он три сна затем увидел. Раскольников в кустах спал еще и в шестой части, когда Свидригайлов уже был в Петербурге, правда место не указано: "В другой раз он проснулся пред рассветом где-то на земле, в кустах, и почти не понимал, как забрел сюда". А может Свидригайлов дьявол? В признании Раскольникова Соне есть такие слова: "Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю, что меня чёрт тащил".
Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова.
Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений - смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но - Свидригайлов покончил с жизнью.
В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения.
Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Свидригайлов - циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя - и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование.
Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла. Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так. В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию - стало самоубийство.
Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак переходной эпохи. В романе на примере Раскольникова автор отразил то, как, по каким причинам, человек может пойти на крайность. Раскольников, создавший и проверивший свою теорию «сверхчеловека» - это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира. Петербург Раскольникова - страшное место: пыльные, желтые высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стекла. Всюду царит грязь, пыль, разрушение. На протяжении всего повествования Раскольников сталкивается с разными людьми, которые в той или иной степени воздействуют на движения души главного героя. И в их числе Свидригайлов.
По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска - маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки.
Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной - отрицанию себя и своей жизни.
Да и то не сумел, оказывается... В нем просыпается совесть, которая не дает ему покоя. Более того, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийства, совершенные им. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, однако это не приносит ему счастья, ему остается лишь скука.
Неразличимость добра и зла порождает бессмысленную жизнь. В конце концов, Свидригайлов понимает, что он уже не человек, у него нет шанса на возрождение и все, что ему остается — наложить на себя руки. Таким образом, можно сделать вывод, что причиной самоубийства Свидригайлова стало отсутствие границ между добром и злом, непризнание нравственных норм, а также нехватка близкого человека рядом. Раскольникова от трагичной участи спасло видение этих самых границ, нужный человек под плечом, и, конечно же, раскаяние.
Самоубийство Свидригайлова
отрицательный герой романа "Преступление и наказание". Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. Я убежден, что он был причиной смерти Марфы Петровны. Многие считают, что причиной его самоубийства стало чувство вины за свои поступки. Свидригайлов был свидетелем множества страданий женщин, которых он использовал и бросал. Сочинение на тему «В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)».
В чем причины самоубийства Свидригайлова?
Почему Свидригайлов совершил самоубийство в "Преступлении и наказании": разбираем причины | Home ⇒ Новое ⇒ В чем причины самоубийства Свидригайлова? Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. |
В чем причины самоубийства Свидригайлова — сочинение | В чем причины самоубийства Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) Сочинение. |
Грозовой вечер и утро накануне самоубийства свидригайлова | В литературоведении есть два противоположных мнения о причинах самоубийства Свидригайлова. Так, исследователь Фридлендер считает, что самоубийству послужили мотивы, зависящие от самой личности Свидригайлова. |
В чем причины самоубийства Свидригайлова - Сочинения, Рефераты, Доклады | В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. |
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В чем причины самоубийства Свидригайлова | Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. |
В чем причины самоубийства Свидригайлова - сочинение | В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. |
Преступление и наказание: загадка Свидригайлова. Почему он застрелился? | Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > В чем причины самоубийства Свидригайлова? |
Почему свидригайлов застрелился: 10 причин и последствий - | В чем причины самоубийства Свидригайлова? по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. |
Русский язык, 11 класс | Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. |
Смерть Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Однако в этом романе автор серьезно затронул и... Система двойников в романе «Преступление и наказание» Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Герои-двойники — своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других... Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами...
Достоевского «Преступление и наказание». Одну из основных разрывающих героя противоречий — это тяга к людям и отталкивание... Возможность сильной личности повелевать над судьбами Роман Ф. Достоевского » Преступление и наказание » был написан в очень тяжелый период для самого писателя — на каторге.
Там он и столкнулся с «сильными личностями», характеры которых... Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны...
Духовные искания Раскольникова. Истоки бунта В центpе pомана Ф. Достоевского «Пpестyпление и наказание» — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю,...
Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и его теория в романе Ф. Вступление Общая характеристика главного героя романа — Родиона Раскольникова. Теория Раскольникова: А... Гордая и благородная девушка.
Тpагедия Раскольникова В центpе pомана Ф. Достоевского «Пpестyпление и наказание» хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю... Интерьеры в романе «Преступление и наказание» В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах.
Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить... Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Иоанн Златоуст Роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским в 60-х годах XIX века, в период, когда обостряется социальная дифференциация, индивидуализм, становятся все...
Образы двойников главного героя в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Основная идея романа, его замысел. Двойники главного героя.
Свидригайлов и Раскольников. Лужин и Раскольников. Значение двойников в романе. Замысел романа Ф.
Достоевского «Преступление и... Анализ финальной встречи Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой по роману Преступление и наказание Встреча Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой на каторге — ключевой эпизод романа. Сонечка Мармеладова для Раскольникова — источник и смысл жизни.
Достоевского Преступление и наказание Сочинение.
RU: Христианские мотивы в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание. Сочинение по произведению Преступление и наказание Достоевский: Самоубийство. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука.
Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова. Обломов Илья Ильич.
Напротив, натура Аркадия Ивановича сложна и многогранна.
Этот мужчина умен. Для всех вокруг он кажется истинным злодеем, окруженным демоническим ореолом. Из-за него преследуют , его винят в смерти Марфы Петровны.
Но это просто маска, под которой скрывается человек с большой душой , способный к развитию и совершенствованию. Свидригайлов испытывает обычные человеческие чувства , знакомые каждому: он боится смерти, предполагая, что там придется за все отвечать, способен на жалость и сострадание и даже на любовь. Можно даже поразмышлять над тем, как бы отразилась на нем любовь к Дуне, если бы она была взаимной?
Может быть, привела бы его к духовному и нравственному возрождению?! А вот больше всего Аркадий Иванович испытывает муки совести, ему не дают покоя призраки прошлого, которые приходят даже уже наяву. Но все же характерной особенностью этого героя является то, что он не верит в чудо и возможность воскресения.
Он считает, что преступник не сможет очиститься нравственно. При всей его боязни смерти, жить он уже не хочет. Поэтому Аркадий Иванович совершает единственный возможный поступок в этой ситуации — убивает себя.
Он не видит возможность возродиться, да и вряд ли хочет этого. Жизнью и смертью этого героя Федор Михайлович показывает, насколько трагичным может оказаться перешагивание через нравственную черту. Нахождение по ту сторону этой границы может уничтожить человека не только духовно, но и физически.
Совершенно не зря в романе «Преступление и наказание» появляется такая таинственная и мрачная персона, как Аркадий Иванович Свидригайлов. Достоевский достаточно интересным способом противопоставляет его главному герою - Родиону Раскольникову, но об этом немного позже. Свидригайлов охарактеризован как циничный и безнравственный человек, его мир - это темные петербургские притоны.
Неожиданно разбогатевший и получивший власть над крепостными, он встал на путь еще более развратный и губительный. А если брать глубже, то и вопросов государственного строя, и социалистической революции. Роман «Преступление и наказание».
Свидригайлов Противопоставление автором этих двух героев рисует картину того, что каждый из них имеет свою точку зрения на жизнь и обстоятельства, причем совершенно противоположные. Поэтому и наказания получат разные Раскольников и Свидригайлов. Что же общего у этих героев и что же так разнит их?
Почему такая разная судьба? Свидригайлов «Преступление и наказание» : характеристика Все дело в том, что по собственному желанию , движимые разными целям, они перешагнули черту дозволенности и пошли на умышленное убийство. Когда стало известно, что Раскольников убил старуху и ее племянницу, Свидригайлов, в отличие от близкого круга Раскольникова, - Разумихина, Дуняши и Сони, воспринял эту новость достаточно хладнокровно, он даже успокаивал и подбадривал тоскующего, болезненно нервного и беспокойного Родиона.
Итак, кто он - Свидригайлов? Различие Однако очень удивлен метаниями и сомнениями Раскольникова Свидригайлов. Так вот, если сравнивать этих двух героев, то все-таки в Родионе осталось то человеческое и живое, что мучило его каждую минуту и секунду, а вот в Свидригайлове этого ничего нет - осталась одна пустота, гнев и разочарование.
Отсюда и тот равнодушный цинизм, и точность понимания раскольниковской идеи-теории, которую он прекрасно принимает как за свою. Его слова звучат так: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Вроде все просто и ясно, однако не так просто оказалось жить с этими мыслями в голове.
Оправдание целей Продолжая раскрывать тему «Преступление и наказание»: образ Свидригайлова», необходимо сразу отметить, что для этого героя нравственные вопросы стали абсолютно лишними, он считает, что достижение «хорошей цели» оправдывает любое злодейство. В его цели входит безграничное сладострастие, ради него происходят какие-то ужасные вещи, умирает Марфа Петровна, погибает молодая девушка, потом Свидригайлов готовится жениться на шестнадцатилетней невесте и замышляет насилие над Дуняшей Раскольниковой, которой хочет добиться любой ценой. Все и дальше шло бы по его расчетливому и коварному плану, ведь он приехал в Петербург за тем, чтобы получить Дуняшину любовь любой ценой.
Он поставил ловушку для Дуни и знает, что «птичка» обязательно в нее попадет. Бедная девушка вынуждена прийти к нему на свидание, чтобы поговорить о тяжкой тайне бедного брата. И это та спасительная соломинка, за которую цепляется Свидригайлов.
Их свидание стало очень сильным и захватывающим местом в произведении. В итоге схватки, когда Дуня, вырвавшись из сильных рук Савидригайлова, схватила револьвер и направила его на обидчика, тот испугался, и совсем не оружия, а духовной силы девушки.
Дает неправедный совет Раскольникову. Он говорит, чтобы тот после совершенного преступления бежал за границу. Даже предлагает ему деньги. Сей поступок говорит о безнравственности... Думаю, что совокупность всех непристойных деяний разбудили остатки совести в Свидригайлове, сделали его жизнь на Земле невыносимой для него самого и явились причиной самоубийства.
В чём причины самоубийства Свидригайлова?
Причина самоубийства Свидригайлова, персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», может быть объяснена несколькими факторами: 1. Внутренние конфликты и моральное расстройство: Свидригайлов страдает от внутренних противоречий и. Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. В чем причины обломовщины Обломовщина — слово, которое после выхода романа И. А. Гончаров а «Обломов», прочно вошло в русский язык.
Почему свидригайлов совершил самоубийство
Причины суицида Свидригайлова. Проанализируйте сцену самоубийства Свидригайлова. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа «Преступление и наказание», объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский. Самоубийство Свидригайлова Самоубийство Свидригайлова. 3.6 / 5. 7. В чем причины самоубийства Свидригайлова. Довольно пространный Иванович Свидригайлов — другой — и обчелся изо основных героев романа. Остается лишь пошлость и серость жизни которую так явно начинает Свидригайлов ощущать перед самоубийством: городской сад с «тремя кустиками», «благоразумнейшая из матерей» — мать его невесты.
Самоубийство Свидригайлова
Свидригайлов Взял револьвер — оставалась еще одна пуля — подумал, положил оружие в карман и вышел. Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром. Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься.
Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении. Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром. Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел. Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка.
Принесли заказанное. Он выпил стакан чаю, чтобы согреться, но съесть не смог ни кусочка. Сняв пальто, Свидригайлов завернулся в одеяло и лег в постель. Не спалось. Оказалось, это мышь. С отвращением он стал ловить ее и — проснулся. Было ещё темно.
Свидригайлов сел на кровати, решил совсем не спать, но опять впал в полудрему. Ему представилась красивая зала, посреди которой стоял гроб с девочкой, и все усыпано было цветами. Эта четырнадцатилетняя девочка утопилась, не вынеся оскорбления и незаслуженного стыда. На ее мокрые волосы надели венок из роз. На губах ее застыла улыбка, полная какой-та недетской беспредельной скорби и великой жалобы … Свидригайлов очнулся, встал с постели. Отворив окно, он услышал пушечный выстрел — сигнал о наводнении. Часы пробили три.
Скоро светает. Самое время … Он взял свечу и пошел искать коридорного, чтобы расплатиться и уйти из гостиницы. В темном углу коридора он вдруг заметил девочку лет пяти, в мокром платье, плачущую и дрожащую. Девочка сказала, что разбила мамину чашку и спряталась, потому что боится наказания. Он взял ее на руки, раздел, положил на кровать и накрыл одеялом. Она тотчас заснула, а Свидригайлов досадовал на себя, что связался с ней, ведь ему пора уходить. Через некоторое время он заглянул ей в лицо и увидел, что она совсем не спит, а лукаво, как-то не по-детски подмигивает ему из-под полуопущенных ресниц.
Вот она совсем перестала притворяться и начала смеяться, а глаза смотрели на него огненным бесстыдным взглядом. Девочка потянулась к нему, и Свидригайлов уже занес было руку … И опять проснулся, обнаружив себя на постели, под одеялом. Совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты.
Кто знает... Заграница — это миф о загробной жизни.
Сжалось ли её чуткое сердце в то утро от предчувствия непоправимой потери, вспомнила ли она хоть раз о том, чья любовь стала главным поворотом и странной трагедией в её жизни, легла ли эта смерть грузом на её душу, и сдавит ли её сердце когда-нибудь этот груз? Или суждено Свидригайлову навечно скрыться в тёмной бане с пауками по стенам, тронув лишь одну струну в больном сознании Раскольникова и на шаг приблизив его к решению? Нет ответа. Нет ответа, но именно в это утро Раскольников остаётся один. Елена Погорелая,.
В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души.
И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели.
Все теории стоят одна другой. Преступивший из сострадания к людям ради обретения права по своему произволу распоряжаться жизнью всякой живущей в мире твари ей же во благо, Раскольников в Свидригайлове видит ту силу, благодаря которой в мироздании торжествует зло, и стремится занять его место, чтобы избавить мир от этого зла. Отсюда все сюжетные сближения событий жизни Раскольникова с событиями жизни Свидригайлова. Но не только Раскольникова. Исповедь Мармеладова тоже воспроизводит обстоятельства жизни Свидригайлова с точностью до наоборот. Трагедия Семёна Захаровича во многом объясняется отсутствием если не любви, то хотя бы внимания, признательности и искреннего сострадания к нему со стороны Катерины Ивановны — он-то её взял за себя, когда ей пойти было некуда… Его пьяный срыв — своего рода бунт против того, что признательность и уважение к нему жены должны иметь материальное подтверждение. В аналогичной ситуации Мармеладов и Свидригайлов меняются местами: Марфа Петровна снизошла к Аркадию Ивановичу из жалости, но и по меркантильному расчёту тоже, недаром она хранит заёмные векселя.
Раскольников и Свидригайлов — в равной степени причина Дунечкиных бед: оба они предмет приложения её неутолённого желания спасти погибающего человека. И если Раскольников, не принимая её жертвы, обрекает на роль жертвы себя, то и Свидригайлов готов на всё, чтобы расстроить свадьбу Дуни и Лужина. Неизвестные обстоятельства гибели Марфы Петровны делают вину Свидригайлова недоказуемой как недоказуема вина Раскольникова отсутствием прямых улик. Это ровным счётом ничего не значит: он хотел её смерти и наверняка не раз убивал в мыслях, как сотни раз убивал старуху Раскольников, обдумывая преступление. Вряд ли только извращённое сладострастие, учитывая, что девочке он чем-то нравится и что он пытается спасти её от матери, толкающей дочку на разврат, подобно Катерине Ивановне, обрекающей на разврат падчерицу. Оба признаются в своих преступлениях тем единственным, в ком жаждут найти надежду на спасение, причём это происходит в смежных комнатах… Неважно, из идейных ли соображений или полного инфантилизма по отношению к любым идеям, Раскольников и Свидригайлов одинаково предают себя, и противоположность их устремлений становится в романе символом сил, разрывающих и обрекающих Россию на трагедию в XX веке: полного паралича воли во имя утробной сытости, когда из всех демократических принципов выбирается лишь оправдание права быть скотом путь Свидригайлова , и разрушительного нигилизма в восстановлении прав уязвлённой личности через насилие всему, что эту утробность порождает путь Раскольникова. При этом свидригайловщина более опасна. Это путь в никуда, к полной аннигиляции. Потому что не просветлённая нравственным духом плоть обречена тлению, а созидающее и просветляющее нравственное начало, благодаря которому развивается любая нация, в свидригайловых вытравлено глумлением, цинизмом и сомнением до такой степени, что возрождению не подлежит. По-своему он Дон Кихот наоборот: тот действует бездумно и тем зачастую умножает зло по неведению; Свидригайлов же отказывается от добра по убеждению.
Цинизм же, собственно, — это пессимизм, основанный на знании реалий жизни, доведённый до предела. Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, в доказательствах и оправданиях не нуждается, потому что сумел подавить чувственные порывы, толкающие людей на бесполезные и наивные с позиции логики поступки, в которых человечность как неистребимая тяга к добру и проявляется. Гордыня — грех, но без гордости нет человека. Трудно возлюбить ближнего, как самого себя, приглядевшись к этому ближнему. И как решить, кто нам ближний, а кто дальний? Что значит как самого себя, если честность и порядочность определяются прежде всего критическим отношением к себе? С точки зрения циника сомнительна даже жертва Христа, позволившего себя распять за людей, не достойных спасения, потому что их попустительством и при их участии Он и был распят. И пользуются! Ведь пользуются же! И привыкли.
Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает! Для циника Распятие — всего лишь подтверждение права Христа выступить в качестве Судьи карающего во Втором Пришествии, потому что экзамена любовью люди не выдержали. А коли так, то прав Великий инквизитор: бунт Ивана Карамазова неизбежен, а цинизм Свидригайлова становится мудрым прозрением истины, хоть и вывернутой наизнанку… Сомнение порождает неверие и требует замены Христа кем-то другим… тем вернее, чем сомнение это осознанней и отчаянней, потому что, доведённое до предела, оно становится вызовом Христу. Но именно сомнение в Высшем Идеале лежит в основе всех материалистических в том числе и социальных теорий, которые уравнивают человека с животным, а идеальный социум уподобляют муравейнику, предполагая неизбежную конечность человечества как любого биологического вида динозавров, например , потому что главной силой прогресса объявляется видовая и внутривидовая конкуренция, когда вырождение материи подменяется представлением о её перерождении, переходе количества в новое качество.