Учащихся третьих и четвертых классов приглашают на интерактивную экскурсию «Музейные странности» в музее-усадьбе «Кусково». Парковые скульптуры усадьбы Кусково переезжают на реставрацию.
усадьба Останкино
На совместном заседании СНО узнали об истории музея-усадьбы «Останкино и Кусково» в первые годы советской власти. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Как попасть бесплатно в усадьбу Кусково: расписание работы музея по акции "Московская музейная неделя". Дворец в усадьбе Кусково, являющийся главным сооружением, можно бесплатно посетить в рамках музейной недели. Главная • Другое • Усадьба Кусково • На календаре. Усадьба Кусково — это бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века.
Музей-усадьба «Кусково» в Москве
На экскурсии мы узнаем об устройстве усадьбы, пройдем по аллеям регулярного парка, посетим анфилады Дворца и «кабинеты» павильона Грот. Полюбуемся «маленькой Голландией», помечтаем о Франции и Италии, постараемся разглядеть павлинов в Вольере и поговорим о спектаклях, когда-то шедших под открытым небом — в Воздушном театре.
Именно кадры того времени помогают сейчас лучше узнать характер проводимых в музее мероприятий, особенности его работы и устройства. Особенно они ценны тем, что на них можно увидеть недошедшие до нашего времени экспонаты. В самом начале выступления докладчик отметила вклад важных для первых лет советской истории усадьбы личностей — первых заведующих музеем Родиона Георгиевича Костикова и Константина Яковлевича Виноградова, сделавших многое для сохранения её материального наследия и развития как музейного комплекса. В большом количестве были представлены кадры проводимых выставок.
В зависимости от периода они имели разную направленность, но всегда были насыщенны и популярны, посещаемость музея с каждым годом увеличивалась.
Бывали дни, когда посещение имения было открыто для всех желающих но прилично одетых. Мы осмотрели великолепные убранства парадных покоев дворца, редчайшие экспонаты художественного и прикладного искусств, погуляли по парку. Всем очень понравилось, повезло с погодой, так как за день до этого целый день шёл дождь….
Официальной версией в Российской империи более ста лет была кончина от болезни по естественным причинам: «от апоплексического удара» инсульта. Любые публикации, где был намёк на насильственную смерть императора, пресекались цензурой. Убийство Павла I логическим образом завершило XVIII век в российской истории — век не только славных достижений русской армии и флота, но период дворцовых переворотов. Аравицкий В.
Известно, что Екатерина II, по крайней мере, пять раз почтила своим присутствием подмосковную резиденцию графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. С ее визитами связаны памятники регулярного парка: колонна со статуей Минервы, обелиск. Но есть легенда, что и в интерьерах Дворца есть предмет, напоминающий об особом отношении императрицы к усадьбе. Это кресло, которое якобы предназначалось исключительно для Екатерины II в дни ее посещений Кускова. Сегодня оно находится в Библиотеке, и несмотря на то, что его принадлежность монаршей особе не установлена, это не мешает нам сегодня оценить его художественные достоинства.
Кресло сделано их орехового дерева, декорировано атласной тканью, шелковым шнуром и позолотой. Свадьбу справляли в Зимнем дворце, по воспоминаниям современников, «общество было блистательным, вино превосходное, венгерское, и, что особенно приятно, гостей не принуждали пить в чрезвычайном количестве». Закончилось празднование балом и фейерверком. Этот Зимний дворец стали называть Свадебными палатами, но вскоре здание разобрали. Царь хотел видеть супругу повсюду: не было военного смотра, спуска корабля, церемонии или праздника, на которых она не являлась бы.
Его письма дышат нежностью: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не безскучно…» В 1721 году Петр получил от Сената титул императора. А в 1724-м он короновал императрицей Екатерину. После рождения Дмитрия покрестили в домовой церкви Варвары великомученицы, в той же церкви проходило и отпевание его матери, - графиня Прасковья Ивановна, больная туберкулезом, родов не перенесла и скончалась через три недели.
A brief history
- Афиша: Музей-усадьба "Кусково"
- Усадьба Кусково - афиша на 2024 год.
- Лесопарк «Кусково»
- Музей-усадьба «Кусково» в Москве
- Усадьба «Кусково»: raven_yellow — LiveJournal
- Новости | Бизнес Комплекс Кусково
усадьба Останкино
Коллекция музея-усадьбы Кусково насчитывает более 160 осветительных приборов периода XVIII – XIX вв. Официальная информация. Музей-усадьба Кусково — уникальный архитектурно-парковый ансамбль XVIII века, дошедший до нас в значительной сохранности. В XVIII веке усадьба была эпицентром московской светской жизни.
До конца года в столице разработают проект реставрации интерьеров дворца усадьбы Кусково
Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. На время фестиваля во Дворце усадьбы Кусково установлен современный цифровой орган Viscount. Расписание выставок, а также отзывы о музее «Усадьба Кусково и музей керамики», Москва. Кусково (Москва, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Усадьба «Кусково» в Москве — как шарик мороженого, добавленный к яблочному штруделю, если вы классический десерт уже попробовали. Останкино и Кусково, государственный музей-заповедник: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать.
«Классика в Кусково. Закрытие фестиваля» в музее-усадьбе «Кусково»
Музей-усадьба Кусково в Москве | Афиша мероприятий и официальные билеты в Усадьба Кусково, Москва, улица Юности, дом 2. Ежегодный фестиваль. |
Пора цветения роз наступила в московской усадьбе "Кусково" | Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. |
Онлайн-выставка «100 лет истории музея в документах»
Гипсовый декор вторит перламутровым разводам раковин. Всего в оформлении Фохт использовал раковины моллюсков около 40 видов, в том числе 7 вымерших к настоящему времени. В композиции включены, как напоминание о потустороннем мире, скелеты птиц и животных [7]. Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными графом П. Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины XVIII века, не имеющая аналогов в России. За годы своего существования Грот неоднократно ремонтировался, его экстерьер и интерьер подвергались многочисленным переделкам. После революции 1917 года и Гражданской войны грот пришёл в запустение. До 1927 года он был открыт для доступа в летние сезоны, в последующее десятилетие был закрыт, но не охранялся.
Все эти годы продолжалось обветшание павильона. В 1937—1938 годах Грот реставрировался, однако работы не имели научной основы, их характер определяется как «аварийные ремонтные работы». Первая научная реставрация началась в 1939 году под руководством архитектора Н. Соболева, однако работы были прерваны в связи с началом войны [7]. Последняя по времени по состоянию на 2021 год реставрация павильона началась в конце 2017 года по заказу ГКУ «Технический центр Департамента культуры города Москвы». По проекту Грот должен быть восстановлен в том виде, в котором существовал в 1780-е годы, с максимальным сохранением авторского замысла. Были отреставрированы деревянные стропильные конструкции кровли кабинетов со сменой кровельного покрытия и центрального зала. На фасадах восстановлены лепной декор, белокаменные архитектурные детали колонны, подоконники , металлические решётки, детали балюстрады.
Довольно сложные задачи стояли перед исполнителями работ при реставрации скульптур в нишах западного и восточного фасада. Была изучена степень сохранности белого камня, поражённого грибком и покрытого слоями грязи и мха, и проведена его консервация. Кирпичная кладка стен была частично восстановлена, отреставрировано штукатурное покрытие. Заменены обветшавшие заполнения дверных и оконных проёмов. При реставрации декора интерьера были использованы около 150 тысяч раковин [7]. Павильон Эрмитаж 1765—1767 [ править править код ] Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъёмного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящно сервированным подъёмным столом.
Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приёма гостей, а название его подчёркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. На сегодняшний день в России сохранилось всего три парковые постройки данного типа: петергофский 1721—1724 , царскосельский 1743—1753 и кусковский Эрмитажи. Эрмитаж был построен в 1765—1767 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей. В начале 1980 -х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка фриз по периметру крыши и статуя на куполе.
В 2013 году павильон Эрмитаж был открыт для посетителей. Внутри него проводятся выставки Государственного музея керамики. Большая каменная оранжерея 1761—1763 [ править править код ] Большая каменная оранжерея «Проспект Оранжереи в саду села Кускова, принадлежащем Его Сиятельству Графу Петру Борисовичу Шереметеву. Представлен на Полдень» Грав. К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Фёдора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приёма гостей: наряду с остеклёнными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развёрнуты экспозиции Государственного музея керамики.
Американская оранжерея 1750-е гг. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение. На момент зимы 2024 года здание закрыто на реставрацию [9]. Швейцарский домик 1870-е, архитектор Николай Бенуа [10] [ править править код ] Швейцарский домик Швейцарский домик возведён в 1870-х годах архитектором Н. Это строительство было заключительным в Кусково. Деревянное двухэтажное строение несколько отличается от других сооружений усадебного парка Москвы под названием Кусково: оно необычно тем, что стены его первого этажа расписаны «под кирпич», а украшением второго этажа является резьба по дереву.
Второй этаж благодаря большому балкону, расположенному по всему периметру сооружения, как бы нависает над первым и служит ему своеобразной террасой. Двускатная крыша в свою очередь тоже выступает со всех сторон, защищая как с фронтонных, так и с боковых сторон сплошной резной деревянный балкон. Опорой ей служат фигурные балконные колонны, которые тоже выполнены из дерева. Контуры крыши по всему периметру украшает ажурная резьба. Вход в сам домик расположен с его лицевой стороны. Его украшает резное деревянное крылечко с опорами, точь-в-точь повторяющими балконные. На эту сторону с первого этажа выходят два решетчатых окошка — одно маленькое, а другое побольше, а со второго — четыре решетчатых окна. С обратной стороны дома имеется лестница, ведущая на балкон.
Она также выполнена из дерева, а её начало сделано в виде ажурного воздушного деревянного крылечка с такими же ажурными 2-створчатыми дверьми. В настоящее время в Швейцарском домике разместилась Дирекция музея Кусково. Воздушный театр 1763 [ править править код ] Воздушный театр в Кусково — редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами, каскадами были характерными мотивами итальянских парков эпохи Высокого Возрождения. Устроенный в Кускове в 1760-е годы, сегодня он утратил свои зелёные кулисы, сохранив лишь планировку и робкие очертания рельефа.
В резиденции графы Шереметевы любили устраивать балы и пиры, имели библиотеку и коллекции редкостей и произведений искусства. На водах пруда устраивали потешные бои, в парке гостей ожидало много сюрпризов, например, изба с веселой компанией и яствами, которые оказывались фальшивыми -выполненными из воска.
Самым значительным строением в Кусково является дворец или Большой дом, построенный в 1769—1775 годах. В свое время здесь проводились торжества, съезжались гости на празднества и деловые встречи. Перед входом — два пандуса со сфинксами, на крыше — затейливый вензель, а сам вход украшают колонны. Дворец деревянный, но его интерьеры поражают изящной мебелью и тонким декором. В галерее представлены портреты русских и европейских монархов, а в парадной спальне собрана коллекция гравюр из Англии и Германии. Усадебный музей плавно перетекает в музей фарфора.
Этот год становится отправной точкой в дальнейшей истории усадьбы. Уже через 30 лет сын графа Петр Борисович начнет масштабное устройство Кускова и сделает из заболоченной сельской местности подмосковный Версаль. A brief history The name «1715» refers to the origins of the creation of the Kuskovo heritage estate.
Музыканты Москонцерта обращались к теме «Времена года» в первом концерте фестиваля, к ней же они частично возвращаются в своем финальном выступлении, посвященном искусству скрипичной игры. Добавить в избранное Другие события в этом районе Событие завершено.
Музей-усадьба "Кусково" зимой
Погуляли по усадьбе «Кусково» | Официальная регистрации брака в Усадьбе Кусково Усадьба Кусково Усадьба Кусково — это одна из красивейших и наиболее сохранившихся до наших дней усадеб. |
Органные вечера в Кусково | История усадьбы Кусково в Москве Во владении графа Шереметьева усадьба Кусково оставалась 300 лет — до 1917 года. |
«Классика в Кусково. Закрытие фестиваля» в музее-усадьбе «Кусково»
Несмотря на это с годами на фасадах, а также в интерьерах Эрмитажа появились трещины. Деревянные конструкции обветшали, а слои краски отошли. Были утрачены и многие детали его интерьера. К настоящему времени восстановлен первоначальный вид павильона Эрмитаж. В нём проходят выставки музея керамики. Большая каменная оранжерея Большая каменная оранжерея Большая каменная оранжерея — это самый большой павильон в Кусково, он построен архитектором Федором Аргуновым в 1763 году. Вместе с Большим дворцом она ограничивает пространство партера. В оранжерее выращивали различные овощи, фрукты и цветы. Также Большая каменная оранжерея служила местом развлечения гостей после гуляний по усадьбе. В центре павильона был устроен круглый танцевальный зал.
Один боковой ризалит служил приютом для садовника, а в другой использовался для игр. Большая каменная оранжерея Сейчас в этом павильоне проходят выставки музея керамики. В 1775 году Кусково посетила Екатерина II. В память об этом событии перед Большой каменной оранжереей был возведен монумент — колонна со статуей Минервы. В произведениях искусства императрица часто изображалась в виде Минервы, древнеримской богини мудрости и войны. Минерва Американская оранжерея Американская оранжерея В Американской оранжерее высаживали растения, которые не были характерны для нашего климата. Здесь была персиковая, апельсиновая и кофейная теплицы, в которых выращивали фрукты, какао бобы и кофе. Их в виде небольших угощений поставляли к императорскому двору, чем очень гордился Петр Борисович Шереметев. Американская оранжерея считалась строением большого тепла.
Различные части здания имели разный наклон крыши и окон, что позволяло наилучшим образом использовать тепло и свет солнечных лучей. Часто растениям в кадках придавали форму животных — гусей и собак, кур и обезьян. На лето их выставляли в партер и на аллеи, что оживляло их вид. Менажереи Менажереи Птицы в Кусково, как и в любой усадьбе, разводились не только для еды, но и для души. За прудом можно увидеть небольшие строения рыжего цвета. Это менажереи, которые служили для содержания водоплавающих птиц. Всего таких менажерей пять, и каждая имеет свой собственный дворик и выход к пруду, в который птицы и выпускались. В нём обитали певчие птицы, щебет и трели которых привлекали гостей. Вольер построен в виде ротонды с восемью колоннами по окружности и полусферической куполообразной крышей.
Сейчас в вольере содержатся павлины. Этих красивых птиц можно рассмотреть и сфотографировать через сетку. Зелёный театр Место Зелёного театра Зелёный театр включал в себя амфитеатр для зрителей и сцену, расположенную на холме высотой в 1,5 метра, которая была огорожена боскетами декоративно подстриженными кустами. Для музыкантов была устроена оркестровая яма, а гримерками служили две круглые башни из стриженной зелени. Гостям при входе выдавали подушки, затем они рассаживались на полукруглых скамейках, рассчитанных на 80—100 человек. По бокам от амфитеатра было высажено угощение — земляника и клубника. Простолюдины смотрели представления, стоя на дорожках парка.
Грот — 100 руб. Регулярный французский парк с 10:00 до 20:00. Кассы работают с 10:00 до 19:30. Дворец, Грот, Итальянский домик, Голландский домик с 10:00 до 16:00. Американская оранжерея, Большая каменная оранжерея, Эрмитаж с 10:00 до 18:00. Кассы работают с 10:00 до 17:30.
Флигель состоял из двух кухонь русской и французской , кондитерского цеха, хлебопекарни и скатерной. Кухня располагалась отдельно от дворца во избежание пожара. К тому же, кухонные запахи не проникали в столовую. Здание построено в 1755 году под руководством Федора Аргунова. Для создания единого стиля с другими строениями архитектор предложил оформить северный и южный фасады колоннадой и высокими арочными окнами. Крышу здания ограждает белоснежная балюстрада, украшенная вазонами. Домовая церковь и колокольня Домовая церковь и отдельно стоящая колокольня Рядом с Большим дворцом находятся Домовая церковь и отдельно стоящая колокольня. Церковь — это первое здание, которое построили на территории усадьбы, а колокольня — последнее. Можно сказать, что вся череда светских зданий, которые возникли здесь впоследствии, будто бы замкнулась в этих двух религиозных постройках. Это было важно для семьи Шереметевых, поскольку все праздники, которые проходили здесь, начинались с богослужения, а девизом их рода было изречение «Бог сохраняет всё» Deus conservat omnia. Швейцарский домик Швейцарский домик Малые архитектурные ансамбли были своеобразными сувенирами, с которыми знакомились гости в Кусково. Эти павильоны относят их к теме различных западных стран. Один из таких ансамблей — Швейцарский домик, построенный в 1780-е годы по проекту архитектора Николая Бенуа. Это здание построено одним из последних в Кусково. Швейцарский домик полностью деревянный, хотя издалека кажется, что его первый этаж каменный. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что это лишь искусная роспись по дереву. В Швейцарском домике любил проводить время последний владелец рода Шереметевых Сергей Дмитриевич. Сейчас здесь располагается Дирекция Музея Кусково. Голландский домик Голландский домик Голландский домик — это самый ранний из архитектурных павильонов. На его фасаде можно увидеть дату его постройки — 1749 год. Петр Борисович Шереметев создает здесь небольшой голландский островок с домиком и прудом, который показывает вариант амстердамского дома на русской земле. Внутри домик был отделан также в голландском стиле. Путешествие гостей по Кусково начиналось именно с этого дома. Здесь находился откидной мостик, по которому они попадали в усадьбу. Подойдя к пруду, они наблюдали за золотыми рыбками и карпом, которые к ним подплывали по звонку колокольчика. Гости сразу включались в те игры, которые предстояло далее им увидеть. Мы видим, что этот павильон как бы играет с гостями. Игра эта начинается на фасаде павильона — издалека гостям кажется, что он построен из красного кирпича, так оно и есть. Но подходя ближе, они видели, что на фасаде нет кладки, а кирпичики нарисованы. Таким образом, гости включались в череду игр и по мере прогулки постоянно восхищались мастерством художников и архитекторов. А работали здесь в основном крепостные мастера. В плане здание похоже на цветок с четырьмя лепестками, чуть вытянутый вдоль главной оси парка. Павильон Эрмитаж расположен в юго-западной части резиденции Петра Шереметева. Название «Эрмитаж» в переводе с французского означает «хижина отшельника», что подчеркивало его роль — здесь гости собирались для увеселения и развлечений. Здание было оснащено всеми последними техническими новинками.
Бывали дни, когда посещение имения было открыто для всех желающих но прилично одетых. Мы осмотрели великолепные убранства парадных покоев дворца, редчайшие экспонаты художественного и прикладного искусств, погуляли по парку. Всем очень понравилось, повезло с погодой, так как за день до этого целый день шёл дождь….
Храм Спаса Всемилостивого
- Музей-усадьба «Кусково»
- Усадьба Кусково
- Усадьба Кусково: часы работы 2024 и цена билета, как добраться
- Афиша: Музей-усадьба "Кусково" - Отдых с детьми -
Пора цветения роз наступила в московской усадьбе "Кусково"
Название «1715» отсылает к истокам создания Усадьбы. Этот год становится отправной точкой в дальнейшей истории усадьбы. Уже через 30 лет сын графа Петр Борисович начнет масштабное устройство Кускова и сделает из заболоченной сельской местности подмосковный Версаль.
Шереметева, усадьба была сохранена, а в 1918 году — передана государству. Уже в 1919 году здесь открылся музей, объединенный в 1930-е годы с Государственным музеем керамики. На экскурсии мы узнаем об устройстве усадьбы, пройдем по аллеям регулярного парка, посетим анфилады Дворца и «кабинеты» павильона Грот.
За время фестиваля состоится 25 концертов от ведущих музыкантов России - классические органные произведения исполнят главный органист Московского концертного зала "Зарядье" Лада Лабзина, Марина Вяйзя, главный органист санкт-петербургского кафедрального собора Святой Марии, солист барочной капеллы "Золотой век" Алексей Шевченко и другие. На время фестиваля во Дворце усадьбы Кусково установлен современный цифровой орган Viscount. Инструменты этой итальянской марки изготавливаются вручную и максимально приближены к своим прототипам - духовым органам", - сообщают в пресс-службе Музея-усадьбы.
За помощь Петербургскому университету граф получает почетное членство. Был жертвователем Александро-Невской лавры, Петербургского филармонического общества, Московского общества естествоиспытателей. Когда в Москве начинается эпидемия холеры, он предоставляет под госпиталь свой большой дом на Воздвиженке, а также сам оплачивает лечение и содержание больных. В 1849 вышел в отставку, занимался благотворительной деятельностью, которую считал своим призванием. Выполняя волю отца, до самой смерти он был попечителем Странноприимного дома, оказывал значительную материальную помощь церквам и монастырям. Его любимым имением было Кусково, где он проводил многие дни. Здесь же он и закончил свой жизненный путь, в кабинете-конторочке Дворца. Ходят слухи, что и в наши дни в этой комнате, когда нет посетителей, издалека можно услышать неторопливые шаги хозяина. Произведение из белого фаянса, созданное в 1948-49 годах по случаю юбилея поэта, является центральной фигурой малоизвестной композиции «Пушкин среди друзей». Она представляет собой сцену из жизни дворянского общества XIX века: шесть мужчин, среди которых и А. Пушкин, и одна дама сидят в креслах или стоят у столика с вазочкой и канделябрами. В полной версии композиция состоит из 49 предметов. Все они вошли в коллекцию Музея керамики в 1950 году и тогда же были переданы в Государственный музей художественной промышленности во Львове. Сегодня в коллекции музея хранится единственный известный фрагмент второго, более позднего варианта композиции — дама в кресле. Фигура была подарена Музею в 1980 году супругой И. Фрих-Хара М. Ваша помощь в приобретении скульптуры А. Пушкина — шанс вновь соединить поэта с неизвестной леди!
A brief history
- Содержание
- Музей-усадьба «Кусково»
- Российский государственный гуманитарный университет -
- Музей-усадьба Кусково в Москве
- Большая каменная оранжерея