Смотрите видео онлайн «Сверхзвуковой истребитель МиГ-31 уничтожил бомбардировщик Су-24 ВСУ / Известия» на канале «ИЗВЕСТИЯ» в хорошем качестве и бесплатно. На самом деле авиаконструкторы из КНР использовали бесступенчатые сверхзвуковые входы еще до появления истребителей 5-го поколения.
В США пришли к неочевидным выводам после анализа крыла нового истребителя от Ростеха
По его словам, Министерство обороны РФ поддержало данный проект. До этого, в конце октября, ОАК сообщила о передаче Минобороны очередной партии многофункциональных истребителей Су-35С, изготовленных входящим в ее структуру Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом им. Тогда же первый заместитель генерального директора «Ростеха» Владимир Артяков отметил, что российские авиастроители вышли на хорошие темпы производства боевых машин и своевременно передают их ВКС России.
Сверхзвуковые фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34 собрали на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Это уже вторая партия за год. Самолеты прошли полный комплекс наземных и летных испытаний.
На его создание ушло больше 5 лет, следует из данных New Atlas. Презентация готового воздушного судна состоялся на фабрике Skunk Works в Палмдейле, штат Калифорния. Экспериментальный самолет впервые показали перед группой высокопоставленных лиц. Состоялась презентация X-59.
До сих пор они находятся в составе военно-воздушных сил Алжира и Сирии. Боевое крещение прозванный в НАТО "Летучая лисица" самолёт прошёл во время разведки над Синайским полуостровом в октябре 1971 году. Ни одну "Летучую лисицу" израильским "Фантомам", "Миражам" и F-4 перехватить не удалось. В результате американцы не только смогли получить коды системы государственного опознавания типа «Кремний» , но и основательно изучить секреты «Летучей лисицы». Вскоре «Кремний» заменили на более сложную систему «Пароль», коды которой до сих пор считаются не взламываемыми. Годом ранее до этих событий состоялся полёт нового самолёта «МиГ-31». Он стал первым истребителем-перехватчиком 4-го поколения. Напичканный самой совершенной на тот момент электроникой и получивший новые ракеты, страж воздушных рубежей мог обнаружить до 24 целей на расстояниях до 180-200 км, обмениваться данными с самолетом ДРЛО А-50 и передавать координаты целей наземным ПВО. Всего 4 таких перехватчиков достаточно, чтобы надежно закрыть воздушное пространство на фронте шириной 1000 км. Несмотря на то, что планер почти не отличается от МиГ-25, по многим параметрам МиГ-31 уступает предшественнику. При этом максимальная высота полёта с грузом возросла более чем на 5000 м и составила 21 690 м. Но на высоту 37 км МиГ-31 не взлетит. B-70 "Валькирия" Потребность в достижении немыслимых высот к 80-м годам уже пропала.
Все дело в воздухозаборнике: Что ждет русский истребитель Checkmate — успех или провал?
↑ Началось исполнение контракта на поставку Минобороны 76 истребителей Су-57 — РИА Новости, 03.03.2020 (неопр.). Первые истребители F-16 прибудут на Украину до конца года, заявил глава Пентагона Остин. Россия будет все больше полагаться на сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34, обновленная версия которого уже находится в разработке. Так вот: падение интенсивности ударной волны в сверхзвуковом полете не столько снижает шум, сколько уменьшает аэродинамическое сопротивление. Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе спецоперации на Украине. Истребитель-бомбардировщик Су-34 российских ВКС вечером в четверг непроизвольно ударил по Белгороду.
«Шах и мат» - российский, многофункциональный, тактический
Самолет Су-34 применил в ходе СВО гиперзвуковую ракету "Кинжал" | ОАК запатентовала сверхзвуковой многофункциональный самолет тактической авиации. |
Все дело в воздухозаборнике: Что ждет русский истребитель Checkmate — успех или провал? | Российские истребители пятого поколения Су-57 начали оснащать новой силовой установкой, позволяющей развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. |
Запуск сверхзвукового истребителя Mig33
Как будут выглядеть сверхзвуковые самолеты будущего? | Советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия совершил свой первый полёт в 1975 году. |
В США пришли к неочевидным выводам после анализа крыла нового истребителя от Ростеха | В частности, говорится о том, что самой ожидаемой новинкой на этой выставке будет новейший российский одномоторный сверхзвуковой тактический истребитель от «Ростеха», который. |
«Ростех» представил новейший истребитель пятого поколения Checkmate | Россия будет все больше полагаться на сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34, обновленная версия которого уже находится в разработке. |
Южная Корея стала членом элитной группы мировых производителей сверхзвуковых истребителей
Эффект взрыва или очень громкого хлопка производят ударные волны так называемого N-типа, образующиеся при взрыве бомбы или на планере сверхзвукового истребителя. Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе спецоперации на Украине. Американские истребители F-16, которые США планируют отправить на Украину уже в этом году, ожидают тяжелые боевые испытания. Так вот: падение интенсивности ударной волны в сверхзвуковом полете не столько снижает шум, сколько уменьшает аэродинамическое сопротивление. Компания Kelley Aerospace представила концепцию первого сверхзвукового беспилотного боевого летательного аппарата «Стрела». Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала сверхзвуковой малозаметный многофункциональный самолет тактической авиации.
Содержание
- Госсекретарь США Блинкен обвинил КНР в попытках вмешаться в предстоящие выборы
- Госсекретарь США Блинкен обвинил КНР в попытках вмешаться в предстоящие выборы
- 7sur7: Бельгия может поставить Киеву от двух до четырех истребителей F-16
- «Шах и мат» - российский, многофункциональный, тактический
- Российскому истребителю вертикального взлёта и посадки — быть
Истребители шестого поколения. Какими они будут?
Самолёт оснащён двигателем Сатурн 117С, который изначально был разработан для ракеты. В первую очередь истребитель предназначался для сопровождения больших бомбардировщиков и поэтому был рассчитан на скорость и маневренность, нежели на серьёзное вооружение. Однако он является носителем тактических ядерных боеприпасов. Су-27 способен развивать максимальную скорость 2,35 Маха. Самолёт состоит на вооружении российской армии, а его модификации служат армиям стран СНГ, Индии и Китая. Базовый вариант J-11 собирается в Китае из российских комплектующих. Он был создан в 1980-х гг. Сегодня он остаётся одним из самых быстрых истребителей в вооруженных силах. Самолёт способен развивать максимальную скорость в 2,5 Маха. Во время войны в Персидском заливе 1991 года американские F-15 заявили о 34 подтвержденных поражениях иракских ВВС. Есть у американцев ещё один уникальный самолет — разработанный компанией Lockheed Martin первый в мире стелс-истребитель вертикального взлета и посадки F-35B Lightning II.
АЛ-51 стал первым двигателем, который совершил отрыв от четвёртого поколения силовых установок не только по мощности и удельному расходу топлива, но и по удельной тяговооружённости. Она составляет свыше 11:1. Для сравнения: двигатель F-22 "F119-PW-100" имеет тяговооружённость 8,96:1, двигатель Су-57 первого этапа АЛ-41 обладает тяговооружённостью в 9,35:1. Почему на фоне мощи российских ракет "Авангард" Америка уничтожает собственную МБР — Этот двигатель улучшает удельные показания как с точки зрения тяги, так и по расходу топлива. Один из принципиальных вопросов — это обеспечение крейсерского сверхзвука без включения форсажной камеры, что позволит быстро и скрытно выходить на рубежи применения вооружения. Это особенно важно при выполнении миссий над обширными пространствами, — отметил исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, добавив, что ни США, ни Китай, ни какие-либо другие страны двигателями с такими характеристиками не располагают. Таким образом, АЛ-51 стал первым универсальным двигателем пятого поколения, который способен одинаково эффективно работать на разных режимах и может применяться в различных типах самолётов и БПЛА.
Это первый тяжёлый ударный БПЛА отечественного производства, к проектировке которого приступили в 2012 году, а свой первый испытательный полёт беспилотник совершил в августе 2019 года. С-70 выполнен по схеме "летающее крыло". Тактико-технические характеристики "Охотника" не раскрываются. Без дозаправки "Охотник" может находиться в воздухе более суток.
Об этом ТАСС сообщил источник в военном ведомстве.
Военная операция на Украине. Первый экипаж, который успешно выполнил такую задачу, был представлен к госнаградам", - заявил собеседник агентства. Носителем ракет является специально оборудованный для этого перехватчик МиГ-31К.
Автор статьи подчеркнул, что российские Су-35С одержали минимум семь побед над украинскими истребителями, однажды ими был уничтожен вертолет Ми-14. Касс отметил, что Россия не является главным конкурентом Соединенных Штатов в аэрокосмической отрасли, однако российские истребители нового поколения могут «заставить Америку задуматься».
Ранее высокопоставленный украинский чиновник заявил , что истребители МиГ-29, которые применяет Украина , значительно уступают российским Су-35.
Включите сверхзвук
Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 разбился в эту субботу в Брянской области, сообщает ТАСС. Российские истребители пятого поколения Су-57 начали оснащать новой силовой установкой, позволяющей развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала сверхзвуковой малозаметный многофункциональный самолет тактической авиации. Российский сверхзвуковой истребитель поколения 4++ Су-35С, показавший себя в ходе специальной военной операции (СВО), превосходит все самолеты. F-16 – многофункциональный легкий сверхзвуковой истребитель четвертого поколения.
Генерал авиации: Двигатель «второго этапа» превращает Су-57 в сверхзвуковую невидимку
Ущерб составил миллионы долларов, плюс к тому пришлось отложить боевую службу авианосца в районе побережья Вьетнама. Вот это всё куда мощней в сумме взорвалось, чем мощность БЧ Х-31, но и это было далеко не фатальным для авианосца. Цитата именно 127-мм неуправляемая авиационная ракета Mk 32 «Зуни» стала причиной крупнейшей после окончания Второй мировой войны в американском флоте аварии, произошедшей также в период вьетнамской войны, 29 июня 1967 года, на ударном авианосце «Форрестол» Forrestal, CVA-59 одноименного типа. В тот раз у одной из ракет, подвешенных под крылом находившегося на верхней, полетной палубе и приготовленного к вылету самолета F-4 В «Фантом II», несанкционированно сработало устройство пуска.
Механизм безопасности предотвратил взрыв боевой части «Зуни». Но бак «Скайхока» был пробит — топливо мгновенно разлилось по полетной палубе и загорелось, огонь перекинулся на остальные подвесные топливные баки машины. Причем ситуация усугубилась тем, что «Форрестол» развил высокую скорость — по данным американских источников, порядка 30 узлов, поэтому сильный ветер стремительно разнес горящее топливо по полетной палубе.
Пилот несчастливого «Скайхока», лейтенант-коммандер Фред Д. Вместе с ним погибли несколько моряков из палубной команды, бросившиеся тушить пожар. Вскоре взорвавшаяся 1000-фунтовая авиабомба разрушила снаряженный боезапасом штурмовик Маккейна.
В бронированной палубе корабля образовалась огромная пробоина, а почти все находившиеся рядом моряки аварийных партий, исключая трех, погибли. Затем последовали многочисленные взрывы 1000-фунтовых и 500-фунтовых авиабомб соответственно калибром 454 кг и 227 кг и ракет. На момент трагедии в том районе были сосредоточены 27 самолетов, полностью заправленные и снаряженные боеприпасами.
Плюс к тому, рядом на палубе в деревянной укупорке находились несколько тонн бомб и ракет, приготовленных к подвеске на другие самолеты — авианосец на тот момент готовился к подъему самолетов для нанесения удара по позициям противника. Моряки, находившиеся в это время в кубриках, расположенных ниже места взрывов боезапаса, оказались в буквальном смысле в смертельной ловушке. В первые же минуты трагедии погибли 50 человек.
В общей сложности борьба с пожаром на полетной палубе продолжалась не менее 13 часов, а борьба за живучесть во внутренних помещениях авианосца — более суток. По воспоминаниям очевидцев, за борт пришлось сбросить почти все подготовленные к вылету самолеты и предназначавшиеся для них боеприпасы. В материалах комиссии также зафиксироан случай, когда один из лейтенантов, небольшого роста, в одиночку поднял и перебросил за борт авиабомбу калибра 250 фунтов, то есть бомбу массой около 113 кг!
Предполагается, что стратегические бомбардировщики Ту-22М3 и истребители-бомбардировщики Су-34 также будут оснащены «Кинжалами». Президент России Владимир Путин представил краткие характеристики ракетного комплекса «Кинжал» в своем выступлении перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года. Эти ракеты обладают следующими характеристиками: скорость, превышающая скорость звука в 10 раз; дальность полета более 2 тысяч километров; ракеты способны маневрировать на всех этапах полета, что делает их устойчивыми к системам противовоздушной и противоракетной обороны; ракеты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеголовками массой 500 килограммов.
Эти беспилотники поставили рекорд, пролетев со скоростью 5,1 Маха три с половиной минуты, прежде чем у них кончилось горючее и они рухнули в Тихий океан. X-51 был маленьким экспериментальным аппаратом, который сбрасывали с «летающей крепости» B-52 Stratofortress. Он использовал ракетный ускоритель, чтобы достичь скорости в 4,8 Маха, потом сбрасывал его и с помощью гиперзвукового двигателя превышал 5 Маха. А вот нормальный самолет должен взлететь сам, разогнаться, а потом сбросить скорость и приземлиться, что сделать гораздо труднее.
Уточняется, что наиболее близкими к изобретению являются самолеты семейства Су-30МК, с которыми оно будет иметь часть общих характеристик. Также сообщается, что самолет предназначен для уничтожения целей управляемым и неуправляемым вооружением.
Кроме того, его будет возможно использовать в качестве воздушного пункта управления с возможностью обеспечения взаимодействия между авиационными и войсковыми формированиями, а также в качестве пункта управления беспилотными летательными аппаратами. По сравнению с прототипом, он сможет дольше находиться в воздухе и преодолевать большие расстояния благодаря увеличенным топливным бакам.
Правда ли, что Су-75 — наш «айфон» в мире истребителей и пинок для американской авиации
Первый экипаж, успешно выполнивший данное задание, был номинирован на государственные награды. Ракеты данного комплекса могут быть запущены с специально адаптированного перехватчика МиГ-31К. Предполагается, что стратегические бомбардировщики Ту-22М3 и истребители-бомбардировщики Су-34 также будут оснащены «Кинжалами».
Ранее стало известно, что Россия поставит Ирану многоцелевые истребители, ударные вертолеты, а также учебно-боевые самолеты.
Все новости на тему:.
Обнаружить такой самолет устаревшим радаром будет почти невозможно. В будущем для решения стандартных боевых задач второй пилот, скорее всего, будет не нужен. Разработчики полагают, что беспилотная версия сможет находиться в воздухе до 50 часов. Сложно представить, как огромный 45-тонный «монстр» взмывает в небо с палубы авианосца. С другой стороны, увеличение общей массы истребителей — тренд последних десятилетий, и этот вопрос решается за счет установки более мощных двигателей. Например, вес пустого F-22A даже больше массы довольно тяжелого Су-27 19 700 кг против 16 300 кг у Су-27П , но тяговооруженность — отношение мощности двигателей к массе летательного аппарата — лучше у F-22A. Глава подразделения Boeing Phantom Works Дэрил Дэвис Darryl Davis заявил, что новый истребитель будет летать быстрее F-35 и сможет развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость.
Воздухозаборники F-X находятся в верхней части фюзеляжа — решение довольно необычное для истребителя. Пока что концепт разрабатывается лишь за счет самой компании Boeing: в последние годы Пентагон выделяет деньги на новые разработки без особого рвения. Как и следовало ожидать, к гонке вооружений подключилась еще одна могущественная корпорация — Lockheed Martin. Ее представление о шестом поколении отличается от проектов Boeing. После 2030-х годов он должен будет постепенно заменить F-22A. Информации по новому проекту почти нет, пока он даже не имеет названия. Но очевидно, что Lockheed Martin приложит особое внимание к снижению радиолокационной заметной самолета. У сотрудников компании огромный опыт в этой области, ведь малозаметные истребители F-22A и F-35 — их разработки. Dassault nEUROn стал своего рода проверкой для технологий нового поколения.
Выполненный по технологии стелс разведывательно-ударный беспилотник впервые увидел небо в 2012 году. Аппарат дозвуковой и может развивать максимальную скорость 0,8 Маха. Экспериментальный БПЛА не пойдет в серию, но позволит отработать ряд технологий, которые лягут в основу настоящих машин шестого поколения. Но даже если самолет нового поколения и будет создан в Европе, наивно полагать, что он сможет составить достойную конкуренцию американским истребителям. Все-таки перешагнуть через целое поколение и остаться наравне с ведущими производителями довольно сложно. Китай в данный момент занят разработкой истребителей пятого поколения J-20 и J-31 и тоже не прочь пофантазировать на тему самолета будущего. В 2013 году состоялся полет китайского ударного беспилотника-невидимки Lijian, технологии которого это самое будущее обеспечат. Lijian может брать полезную нагрузку массой до 2 т, а дальность его полета достигает 4 тыс. Можно быть полностью уверенным в том, что компании Chengdu Aircraft Industry Corporation и Shenyang довольно скоро вплотную подойдут к облику нового самолета.
Истребитель будет создан на основании опыта, полученного в результате испытаний экспериментального аппарата ATD-X.
Мы продвигаемся и в направлении проектирования пилотажного стенда сверхзвукового пассажирского самолёта», — рассказал Александр Медведский. Ранее ректор Московского авиационного института Михаил Погосян сообщил, что первый прототип российского сверхзвукового пассажирского самолёта может появиться в течение 2035—2040 годов.
Включите сверхзвук
Бельгия может поставить Украине от двух до четырех истребителей F-16, сообщил интернет-ресурс 7sur7. На самом деле авиаконструкторы из КНР использовали бесступенчатые сверхзвуковые входы еще до появления истребителей 5-го поколения. Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе спецоперации на Украине.
Особенности нового носителя
- Сверхзвуковой самолет запатентовали в России
- Су-75 или МиГ-35: какой самолет нужен ВКС РФ в легкой весовой категории?
- Содержание
- Особенности нового носителя
- Белоголовый орлан
Все дело в воздухозаборнике: Что ждет русский истребитель Checkmate — успех или провал?
По данным разведывательного сайта с открытыми источниками Oryx, который отслеживает военные потери, Украина уже потеряла по меньшей мере 86 самолетов с начала конфликта. Это только подчеркивает опасность, с которой пилоты сталкиваются в небе. Кроме того, это ракеты "воздух-воздух", мощные радары, а также самолеты раннего предупреждения, которые могут обнаружить F-16 на расстоянии сотен километров. К лету 2024 года к полетам на этих самолетах будут готовы 12 украинских пилотов.
Всё дело в Су-57 Не все эксперты готовы оценивать российский Су-57 как полноценный истребитель пятого поколения. С одной стороны, превосходные возможности по поражению целей, в том числе сверхманёвренных и гиперзвуковых, только это скорее заслуга самих ракет К-77, Х-47М2, Х-38 и Р-37М. Способен разгонятся до 2 Махов но об этом ниже без форсажа и имеет непревзойдённый запас дальности полёта в 3500 км. И это при цене ниже не только F-35, но и двадцатисемилетнего миллениала F-22. Самолёты этого поколения ведут бой на дистанциях свыше 30 км, нет необходимости заходить в заднюю полусферу противника по старинке в хвост , потому что ракеты способны поражать цели с любого ракурса, да и целеуказание «шлемом» позволяет пилоту атаковать цели не меняя курса.
Ещё один нерешённый вопрос Су-57 — малозаметность. Индия, планировавшая работать с Сухим над версией этой машины для себя, в 2018 году вышла из игры — первые серийные образцы не тянули по заявленной скорости, а главное — не отвечали требуемым показателям малозаметности. Двигатели, которые ставят на Су-57, не соответствуют стандартам пятого поколения, и уступают потихоньку стареющему F-22. Фюзеляж, пусть и со значительными изменениями, базируется на Су-27, влияет на форму крыла, поэтому сопла практически не прикрыты. Ради достижения параметров сверхманёвренности пришлось пренебрегать аспектами «стелс-технологий» - радиолокационная малозаметность и управляемость машины заставляют искать компромиссы между собой. Стелс — это не отдельная деталь или технология, это принцип, подход, объединяющий в себе все элементы самолёта, и в определённых аспектах серьёзно влияет на лётные характеристики. С этими проблемами американцы уже столкнулись в F-117, и в целом у них несопоставимо больше опыта работы со стелс. Задняя проекция Су-57 Двигатель прошлого поколения даёт машине непревзойдённые характеристики маневренности, но не вписывается в принципы стелс.
Расположение боковых РЛС радиолокационных станций и носовая РЛС с фазированной антенной решёткой позволяют пилоту заранее обнаружить противника, но в компоновке эти элементы тоже снижают параметр малозаметности.
По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планировалось в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на Су-57 также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструктор [41]. Планер Вид сверху Вид снизу Су-57 имеет интегральный планер , выполненный по нормальной аэродинамической схеме [42] со среднерасположенным трапециевидным в плане крылом [43] , плавно сопряжённым с фюзеляжем [42].
Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. Концы крыла имеют скосы. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью [42] — аналогом ПГО вместо узкой поворотной кромки — носка. При неработающих двигателях поворотные части наплыва находятся в висячем положении.
Более естественным нерабочим состоянием поворотных частей наплыва является их неотклонённое положение — на случай отказа управления ими в полёте. Наличие ПГО повышает манёвренность самолёта в вертикальной плоскости, особенно на предельных углах атаки, увеличивая диапазон критических режимов до срыва потока с несущих и управляющих плоскостей. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолёта. В качестве аэродинамического тормоза для увеличения лобового сопротивления применяется поворот килей [ источник не указан 3218 дней ] левого влево, правого вправо. Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники.
Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3—1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва крыла, назад на несколько метров, тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения [ источник не указан 3218 дней ]. В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится далеко выступающая за сопла, как у Су-27, хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолёта [ источник не указан 3218 дней ].
На правой стороне носовой части самолёта установлена авиапушка , на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе. Шасси Су-57 трёхстоечное, все стойки убираются в сторону противоположную направлению полёта. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколёсная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок.
Основные стойки шасси одноколёсные диаметр колёс — 1 м и оснащены тормозами.
Фото: yna. Ожидается, что после ввода в эксплуатацию истребитель KF-21 будет вооружен целым рядом ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-земля" и, возможно, даже крылатыми ракетами воздушного базирования. Двухмоторные истребители будут доступны в одноместном и двухместном вариантах, в зависимости от задач, которые им предстоит выполнить.