Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам». «АиФ-Воронеж» поговорил с многодетными матерями, которые рассказали о плюсах и минусах семейного образования, о том, как происходит обучение вне школы, и каких ошибок стоит избегать при переходе на СО. Это хорошая новость: детям на семейном обучении больше не смогут поставить 2–3 экзамена на один день, как это иногда случалось. — В чём суть семейного обучения? — Семейное обучение — это форма получения образования вне школы, предусмотренная законодательством Российской Федерации. «При семейном образовании учащийся юридически не является учеником школы.
Плюсы и минусы семейного обучения
Если ребёнок находится на семейном образовании, он имеет право пользоваться школьной библиотекой и бесплатно получать учебники и учебные пособия в рамках государственного образовательного стандарта. В чём плюсы обучения на дому? Плюсы и минусы. Плюсы и минусы семейного образования. Начать следует с того, что семейное образование — лишь одна из форм обучения вне школы. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. Формально семейный класс не является школой, хотя может быть устроен по ее образу и подобию — постоянное помещение, приходящие учителя, оценки, контрольные, домашние задания.
Семейное образование шестиклашки: наш опыт
Семейное образование вполне можно назвать новым трендом, хотя это парадокс: во все времена дети учились прежде всего в семье, и только в конце 19 века массовая школа начала играть примерно ту роль, которую играет сейчас. Плюсы и минусы семейного обучения для ребенка Стоит ли переходить на семейное образование? Если вы тоже думаете о переходе на семейное обучение, почитайте о его преимуществах и подводных камнях. Семейное образование получило распространение в США в середине ХХ века. Его стали практиковать прежде всего в христианских семьях, после того как в государственных школах была отменена общая молитва перед обучением и взят курс на «светскую школу».
Семейное обучение: «за» и «против»
Также вы узнаете, как правильно воспитывать подростка психология психолог детскийпсихолог взрослыйпсихолог психологияотношений консультацияпсихолога ПcихологАнастасия ПсихологАнастасияВасильева ДетскийПсихологАнастасия ПсихологиЕгоТрудныйРебенок Показать больше.
Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.
Плюсы и минусы дистанционного обучения Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией. Плюсы: Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам; Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами; Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала; Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.
Минусы: Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс; Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков; Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье; Обучение онлайн требует некоторых умений и большей самостоятельности от ребенка. Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме.
Переход на семейное образование может привести к повышению расходов например, на оплату услуг няни и т. Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи. Экономика образования Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения.
Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения. Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата.
Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий. Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так: Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение; Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование; Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций.
Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас. Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы.
Если с плюсами организации семейного образования все достаточно просто и логично, то некоторые минусы требуют отдельного внимания. Проблема социализации личности ребенка действительно остро стоит в условиях семейного образования. Так, например, если ребенок занимается спортом, посещает какие-либо дополнительные образовательные программы кружки, секции итп. Стоит отметить, что важной составляющей школы является развитие коллективных навыков взаимодействия детей, основанных на развитии доверия, товарищества, дружбы, партнерства между детьми в условиях выполнения каких-либо педагогических задач [16,17,18]. В условиях семейного образования единственным партнером может выступить педагог родитель, репетитор , и в этом случае особенно остро стоит развитие и привитие вышеперечисленных качеств личности.
Если во время обучения в школе ребенок большую часть времени взаимодействует со сверстниками, то при обучении на дому он работает только со взрослым, что может привести к недостаточному обеспечению условий родителем для социализации личности ребенка. С целью решения проблем социализации личности ребенка, стоит обратить внимание на контекстность данного процесса в условиях семейного образования. Целевые ориентиры здесь - это формирование навыков социального общения на различных возрастных уровнях, развитие представления ребенка о нормах поведения, общественных ценностях, правилах. Выполнение этих аспектов позволит ребенку сформировать нравственные представления и ценности здоровья, поддержки, инициативности и готовности к самостоятельной деятельности в естественных условиях общества, что и обеспечит позитивный характер процессов социализации. Результатом правильной социализации ребенка в условиях семейного образования выступает воспроизводство ребенком полученного социального опыта в ходе взаимодействия с окружающими людьми [19,20].
Таким образом, в ходе изучения вопросов семейного образования стоит сказать о безусловных преимуществах такого рода получения образования только в том случае, если родитель может обеспечить ребенка всеми необходимыми средствами обучения, а также сможет использовать грамотно сформированную методологическую базу для обучения и воспитания ребенка. Список литературы 1. Якунина А. Швецов А. Антуфьева М.
Зайцева О. Баданина К. Грязнова Е. Богачева А. Кощиенко И.
Романов К. Максименко О. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье.
При этом обязательна аттестация, по итогам которой ребенок переводится из класса в класс и получает допуск к ОГЭ. Варианты обучения на дому В России учеба возможна как в стенах школы, так и вне их. Во втором случае мы говорим о надомном или семейном образовании. Все эти варианты обучения описаны в статьях федерального закона. Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка. В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе. Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома. Надомное обучение - это вынужденная мера. Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя. В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства. Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения. Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут. Как правило, надомно обучаются дети с ограничением физических возможностей, а также ребята, проходящие лечение в больницах. Завершается процесс обучения сдачей выпускных экзаменов и получением аттестата о среднем или основном общем образовании. Если есть желание и возможности, ребенок -"надомник" может посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия в школе, а также обязательно сдает все промежуточные и итоговые экзамены. Школа обязана обеспечить такого ученика всеми необходимыми пособиями и книгами. Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах. Об аналогичном преимуществе мы говорим и в случае длительной болезни, реабилитации. Тогда школьник не отстанет от программы и не потеряет интерес к знаниям. Впрочем, домашнее обучение имеет свои минусы. Такой формат разрешен лишь при наличии определенного диагноза, но при этом включает детей, длительное время болеющих или находящихся на реабилитации. В таком случае учебный план включает только обязательные предметы. Тогда по таким урокам, как музыка, ОБЖ и другим, ребенок, скорее всего, окажется не аттестован.
Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения
Плюсы семейного обучения. Многие семьи, которые уже опробовали семейное обучение, отмечают хорошую результативность этой формы обучения, по сравнению со школьным образованием. Семейная форма обучения. Все ребята прикреплены к общеобразовательным школам, по месту регистрации. Семейное обучение становится всё более популярным – рассказывает, что это такое, и помогает разобраться в плюсах и минусах такого образования. Семейное обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта.
Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
Заметила еще, что ко второму классу многие школьники начинают разговаривать исключительно матом. Что происходит там? Также мне не нравится, что уже во втором классе родители покупают детям смартфоны, у них бесконтрольный доступ в интернет, чему они там учатся? По поводу отсутствия социализации Мария за дочь не переживала, потому что ребенок раскрепощенный, открытый, жизнерадостный. Скорее, наоборот, — был риск, что станет зажатым и злым. Наоборот, делает его зажатым, чтобы он не выделялся, был как все. Может быть, в обычной школе ребенок действительно больше социализируется, так как сталкивается с большими трудностями, но маленькому ребенку они не нужны, а нужна дружелюбная и позитивная атмосфера, — говорит Мария.
Старшая дочь Алина все лето готовилась к аттестации по школьным предметам. Занимается исключительно дома, с репетиторами по русскому языку, математике, обществознанию. По этим предметам девушка будет сдавать ЕГЭ. Остальные науки она изучает самостоятельно по школьным учебникам, а более сложные предметы — химию, физику — по онлайн-урокам. Сравнивая две системы, старшая дочь говорит, что в школе создают тернистый путь, через который нужно продираться. Это требования к внешнему виду, непонятные запреты, дополнительный стресс, не связанный с учебой.
А дома много времени Алина стала посвящать художественной школе, потому что планирует поступать на это направление, у нее появилась возможность подрабатывать. Что же касается социализации, то она утверждает, что общения у нее теперь в разы больше, потому что оно стало разносторонним, с людьми разного возраста. Больше общения и с друзьями, с которыми некогда было поговорить в школе.
Ребенок получает образование, чтобы иметь представление об общественных нормах и ценностях. С этим согласны 33 процента обычных родителей и только 15 процентов семейников. Главное преимущество домашнего обучения - большое количество свободного времени и возможность оградить ребенка от дурного влияния. Еще среди плюсов: индивидуальная программа, а не стандартный подход, реальные знания, а не натаскивание на ЕГЭ и ГИА, неформальный подход к подаче материала. Самый большой недостаток домашнего образования, по мнению самих семейников - критика со стороны знакомых и родственников. Это беспокоит почти 40 процентов родителей. А вот отсутствие у детей опыта общения со сверстниками беспокоит только 10 процентов мам и пап. Не волнуются родители и по поводу возможных трудностей процесса перевода в обычную школу. Лишь 8 процентов считают, что процесс может быть болезненным для ребенка. Но серьезный минус у семейников все же есть - дети не участвуют в олимпиадах и не могут пользоваться льготами при поступлении в вузы.
Не нужно ждать окончания учебного года или 1 сентября. Пройдите этот процесс максимально комфортно с помощью Центра Поддержки Семейного Образования.
У них практически нет времени, чтобы присутствовать на занятиях в школе, так как они часто посещают тренировки, конкурсы и различные соревнования; для детей с индивидуальными особенностями развития. Есть дети, которые значительно быстрее других усваивают новые знания, и есть те, кто с трудом успевает за своими сверстниками. В школе педагог не будет подстраиваться под каждого ученика, ведь он должен следовать плану учебной программы. В таких случаях, семейное обучение поможет установить для ребенка индивидуальный темп усвоения материала; для детей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем; для детей, живущих в отдаленных районах, где нет поблизости школ; для детей, которые часто меняют школу, так как профессиональная деятельность их родителей связана с постоянными переездами; для детей, чьи родители недовольны качеством школьного образования; для детей из религиозных семей, в которых родители, исходя из своих идеологических взглядов, не позволяют посещать обычную школу; для детей, которые не могут найти общий язык со сверстниками и учителями, в результате чего происходят постоянные конфликты и т. Плюсы семейного обучения Многие семьи, которые уже опробовали семейное обучение, отмечают хорошую результативность этой формы обучения, по сравнению со школьным образованием. Перечислим явные преимущества семейного обучения: индивидуальный график занятий. Исходя из биологического ритма ребенка, можно проводить занятия в то время, когда он наиболее активен и настроен на образовательную деятельность. Благодаря этому, можно оптимально распределить время на обучение и посещение различных секций; собственный темп обучения. Он позволяет изучать различные темы учебных дисциплин до полного их усвоения, независимо от того, сколько времени для этого потребуется; отсутствие конфликтов. В школе многие дети подвергаются «буллингу» со стороны сверстников, из-за чего не хотят посещать занятия. В таких случаях семейное обучение поможет избежать конфликтов, стрессов, а также сохранить психологическое здоровье ребенка; экономия времени. Ребенок может легче и быстрее усвоить школьный материал, так как все внимание уделяется только ему; широкий выбор программ и способа обучения.
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская
Например, если вся семья с трудом просыпается рано, начало занятий можно сдвинуть на более комфортное. Ваше индивидуальное расписание позволит включить в него все, что угодо — и прогулки, и дополнительные занятия, и спорт, и посещение врача при необходимости. Вы можете даже просто отложить урок и вернуться к нему позже, если ребенок устал или совсем не в настроении. Индивидуальный подход Все дети разные, и в условиях обычной школы и больших классов учителя не всегда могут адаптировать уроки к индивидуальным потребностям ребенка. Дома же вы можете организовать занятия в любом формате, менять тематику, скорость, учебный план. Ребенку нужна дополнительная помощь по математике?
Вы потратите 15 минут, чтобы помочь разобрать новую тему. Он увлекся космосом и хочет обсуждать только планеты и черные дыры? Можно посвятить этому хоть целую неделю. Кроме того, вы можете вместе сразу же отмечать любой успех или достижение.
Анскулинг: живем без школы При анскулинге отсутствует заранее составленная программа обучения.
Термин был введен и пояснен Джоном Холтом, который представил его в своем журнале «Растем без школы». Несмотря на негативное отношение чиновников и педагогов, анскулинг не несет в себе сплошной негатив. Совершенно не значит, что ребенок не получает никакого образования. Обучение просто идет без учебников или почти без них, также отсутствует ориентация на школьную программу. При анскулинге в процессе обучения используются реальные ситуации, а обучение идет на основе тех интересов, которые главенствуют у ребенка в текущий момент.
По мнению Дж. Холта, ребенку не устанавливаются объем и содержание знаний для овладения. В штате Иллинойс, например, уровень домашней и частной школы равный, поэтому дети не проходят аттестаций. Регистрация не требуется, просто идет обучение ребенка на дому. При поступлении в университет ребенок будет сдавать те же экзамены, что и школьники.
И перед тем, как согласиться, стоит детально в них разобраться. Начнем с преимуществ, коих действительно немало: Свободный выбор формата обучения. Перенимая опыт западных коллег, существует возможность предложить своему чаду несколько вариантов: homeschooling — прохождение школьной программы под руководством родителей или с привлечением репетиторов; unschooling — отсутствие какой-либо программы, при котором ребенок изучает ту тему, которая интересна ему в данный момент, а по окончании выбирает следующую главная задача — освоить за определенный период необходимый материал, а вот последовательность абсолютно не имеет значения ; nonschooling — самый радикальный формат, когда чаду позволяют заниматься тогда, когда у него появляется желание это делать, не ограничивая во времени и развлечениях; эклектический подход — использование нескольких форматов. Возможность жить, согласно биологическим часам. Не все дети могут легко встать рано утром и эффективно воспринимать информацию, так же как и не все способны пожертвовать свободным временем вечером, отправляясь на вторую смену. Семейное обучение является удобным для ребенка, потому что он может приступать к занятиям в то время, когда это получается лучше всего. Больше свободного времени. Уроки дома занимают столько же времени, как и в школе. Но время, проведенное вне уроков дома можно потратить на более полезные вещи. Отсутствие проблем с учителями.
Нередко родители отмечают, что особенности сложившихся отношений с преподавателями могут стать причиной нежелания учиться или осваивать конкретные предметы. К тому же, предвзятое отношение со стороны учителей иногда портит и их отношения с родителями.
Например, в отношениях с наставником много оценочности. От родителя оценочность на порядок болезненнее воспринимается, и ребенок более уязвим.
Учительница что-то сказала — это она такая. Если это мама или папа сказали — это я такой. Существенная разница. Родители, которые сами педагоги, отмечают, что с чужими детьми мы гораздо более терпимы и спокойны и понимаем, что чего-то ребенок может не знать, не уметь.
Когда собственный ребенок не знает, не умеет — как это? Много тревоги, потому что наш ребенок плоть от плоти — наш. Это сложно переварить. Я по себе знаю, когда объясняешь чужому человеку, у тебя бездна терпения, но когда собственному ребенку: чего ты не понимаешь тут?
А у ребенка может быть какой-то другой профиль одаренности, чем у тебя. С чужим ребенком ты понимаешь, что у него так устроено, ему нужно по-другому.
Семейное обучение: «за» и «против»
График был расписан, внук занимался, говорил, что ему так нравится больше. Но я заметила, что он стал очень необщительный, всегда сам по себе, характер изменился, чуть что — сразу в слезы. Стал грубо обращаться с сестренкой. Вел себя очень пассивно — такой маленький старичок.
Учился средне, но всегда любил рисовать, так, и в рисунках стало много черных и серых цветов. Я как бывший педагог настаивала на том, чтобы его отдали в школу, ведь это особый мир, где есть общение с другими детьми. Да, там много сложностей, но благодаря им формируется характер.
Гузель Раисовна считает, что семейное образование дает слишком много свободы, которой дети не умеют правильно распоряжаться. В итоге в 6 классе мальчик поступил в гимназию. Перед этим за ребенка пришлось серьезно взяться — он занимался с репетитором и готовился к вступительному собеседованию, тестированию.
Домой — в первый класс Челнинка Мария для младшей дочери-первоклассницы сразу выбрала семейное образование. Старшая дочь, отучившись 9 классов в гимназии, в этом году решила, что за два года доучится дома. Мария рассказывает, что решение зрело на протяжении нескольких лет, особенно для младшей Екатерины нужно было серьезно взвесить все за и против.
Она не сидит дома, а ходит в частную школу, где в классе 10 детей. Но, так как она не имеет образовательной лицензии, пришлось оформить семейную форму. Проходить ежегодную аттестацию Екатерина будет онлайн в московской частной школе, либо для этих целей можно прикрепиться к челнинской школе.
Мне не нравится отсутствие возможности выбрать учителя.
Но впоследствии наткнулась на то, что сочетать роли мамы и учительницы, по крайней мере в наших отношениях с сыном, сложно. Хотя на самом деле родители, чьи дети учатся в обычной школе, так или иначе эти роли сочетают. Школа прямым текстом говорит: если вы не будете заниматься с ребенком дома, он будет плохо успевать.
И реально хорошо в начальной школе учатся дети, родители которых активно с ними занимаются и фактически дублируют роль учителя. Поэтому семейное образование — это экономия не только времени ребенка, но и своего. Страхи учителей и родителей С прикреплением к школе во время семейного образования никаких проблем быть не должно: право на него озвучено в законе. Приходим к директору и просто пишем заявление.
Есть разные форматы: можно прикрепиться к школе через дорогу от дома, можно учиться дистанционно, можно в частной школе, организованной специально для детей на семейном образовании. Дети ходят туда раза три в неделю на основные предметы, что облегчает жизнь родителям. Сложность, с которой обычно сталкиваются родители при переходе на семейное образование, — то, что директора казанских школ воспринимают его как дополнительную нагрузку на себя. Они боятся, что к ним потом будут предъявлять претензии за качество обучения.
Мол, сначала дома учат ребенка, потом он ничего не знает, а претензии к ним. Пять лет назад наш директор считал семейное образование уделом маргиналов. Но на самом деле семейное образование — это удел интеллигентных и образованных родителей. Так что, кроме негативного отношения директора, все было хорошо.
Я выбирала программу обучения без особого анализа — их слишком много, я не специалист. Поэтому я просто доверилась мнению авторитетных людей из своего окружения, имеющих опыт работы с детьми в начальной школе или обучения детей на семейном образовании. Каждый выбирает программу по себе, исходя из того, кто и что считает важным. Я знала, что по математике наиболее сильный Петерсон.
По всем остальным предметам знакомая одобрительно отозвалась о «Начальной школе XXI века» — по ней мы и шли. Сейчас очень хвалят программу «Русская классическая школа» — там и математика, и русский на высоком уровне. Младший ребенок, наверное, будет учиться по ней. Я не особенно загружала ребенка, ежедневно он занимался в среднем не более двух часов.
Сын просил меня ставить ему оценки, но я избегала оценивания в первом классе. В России всегда делают акцент на ошибках, формируя таким образом страх у детей. Я же старалась подчеркнуть то, что у него получается хорошо. Когда сын перешел в четвертый класс я отдала его в обычную школу , поняла, что для него важна оценка учителя — она его стимулировала.
В этом плане с меня упала большая нагрузка, потому что учителем должна быть не мама. Фигура учителя — это фигура наставника. Но здесь возникает другой вопрос: насколько вам повезет с учителем? Мы отдаем ребенка в школу и в редком случае знаем, кому.
К сожалению, в России родители не могут познакомиться заранее с людьми, которые будут находиться с их детьми. А ведь роль учителя в самоопределении и интересе ребенка к предмету огромна. У нас не было проблем с социализацией ребенка — он сам по себе общительный, плюс есть бассейн, хор. Вдобавок у моих друзей есть дети-ровесники.
Не отбить интерес сына к учебе было одним из моих мотивов — в школе это происходит чаще всего. Мы видим радостных первоклассников, которые ко второму классу уже мечтают из школы слинять. Когда я начинала учить своего ребенка на домашнем, у меня был последний год декретного отпуска, потом я вышла на работу преподавателем с гибким графиком. Если уж учить ребенка, для мамы это должно быть очень важно и для этого должны быть ресурсы — и время, и силы.
После опыта с семейным образованием я поняла, что я преподаватель для взрослых людей. Учить детей — совсем другое. В какой-то момент я осознала, что сделала для ребенка все что могла, а дальше — давай сам. Евгения Иванова доцент, преподаватель Поволжского государственного технического университета Программы и методики Старший сын проучился первый класс в обычной школе.
Внешне все было хорошо. Нам попалась добрая и адекватная учительница, которая хорошо к нему относилась. В классе было немного учеников, да и нагрузка была небольшая, но к середине года мы с ним очень устали. Учиться в школе ему оказалось не очень интересно.
В школе не было чего-то такого, ради чего стоит рано вставать и проводить в ней довольно много времени. Его утомляли бесконечные организационные моменты. Он мне говорил: «Мам, я не понимаю, почему они не слушаются, ведь столько времени пропадает». На переменах он тоже не мог расслабиться.
Учителя говорят: «не бегай» и «не кричи». Одноклассники, наоборот, провоцируют нарушать эти правила. Любимым предметом стала физкультура — потому что это как раз то, чем я не могла с ним заниматься в то время у меня была новорожденная дочка. По всем остальным предметам он был одним из лучших, но ему было просто неинтересно.
Я тоже устала, так как привыкла строить расписание семьи сама, исходя из возможностей и потребностей всех ее членов, а здесь пришлось быть зависимой от расписания школы, то есть фактически перестроить жизнь всей семьи под потребности одного ребенка. Поэтому наше решение уйти на семейное обучение поддержал даже мой муж, хотя именно он настаивал, чтобы мы сначала попробовали «как все», но, видя наше состояние к концу года, признал, что в данный момент семейное обучение для нас проще и эффективнее. Сложностей при переходе не было — задали пару вопросов о причинах, и нас спокойно перевели, мы не первые и не последние в нашем районе, кто принял такое решение. Мы не придерживаемся какой-то программы на 100 процентов, используем разные разработки из «Русской классической школы», системы Жохова, из современной «Перспективы», из других систем.
Есть список умений и навыков, которые ребенок должен освоить к концу учебного года, на них и ориентируемся. Чаще всего пользуемся старыми советскими учебниками, они есть в сети и кажутся мне наиболее логичными. Однако и в те учебники, которые предлагает школа, тоже заглядываем — сверяемся. Мне кажется, одна программа, пускай даже самая лучшая, несколько ограничивает многообразие подходов в освоении материала.
Дети занимаются три-четыре дня в неделю, по утрам, после разминки и завтрака. Думаю, что в старших классах можно заниматься и меньше — или модульно, — но начальная школа — это навыки, которые теряются, если не заниматься постоянно.
О плюсах и минусах данного вида обучения она рассказала «Известиям» 7 февраля. В первую очередь Калинина отметила, что разделяют такие понятия, как домашнее и семейное обучение. Оно подразумевает, что школа, в которой учится ребенок, организует для него занятия на дому или в медицинском учреждении. Учителя могут приходить к ученикам домой или проводить занятия онлайн. Но в остальном это то же самое школьное обучение: ребенок прикреплен к определенной школе, учится по заранее утвержденной программе, сдает все контрольные, проверочные и домашние задания вместе с одноклассниками. При этом за результаты обучения отвечает учебное заведение, а не семья.
Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка. В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе. Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома. Надомное обучение - это вынужденная мера.
Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя. В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства. Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения. Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут. Как правило, надомно обучаются дети с ограничением физических возможностей, а также ребята, проходящие лечение в больницах. Завершается процесс обучения сдачей выпускных экзаменов и получением аттестата о среднем или основном общем образовании. Если есть желание и возможности, ребенок -"надомник" может посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия в школе, а также обязательно сдает все промежуточные и итоговые экзамены. Школа обязана обеспечить такого ученика всеми необходимыми пособиями и книгами. Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах.
Об аналогичном преимуществе мы говорим и в случае длительной болезни, реабилитации. Тогда школьник не отстанет от программы и не потеряет интерес к знаниям. Впрочем, домашнее обучение имеет свои минусы. Такой формат разрешен лишь при наличии определенного диагноза, но при этом включает детей, длительное время болеющих или находящихся на реабилитации. В таком случае учебный план включает только обязательные предметы. Тогда по таким урокам, как музыка, ОБЖ и другим, ребенок, скорее всего, окажется не аттестован. Образовательный процесс при учебе на дому требует от родителей немало времени и других ресурсов, с чем мамы и папы справляются не всегда. Поэтому у детей может снижаться интерес к урокам, растет непонимание тем. Наконец, если мы говорим о школьниках с ограниченными физическими возможностями, надомное обучение может стать причиной нарушения социализации.
Да и не каждый школьный учитель способен найти подход к особенным детям.
Семейное обучение: «за» и «против»
Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения. Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети.
Семейное образование и домашнее обучение: что нужно моему ребенку?
Семейное образование вполне можно назвать новым трендом, хотя это парадокс: во все времена дети учились прежде всего в семье, и только в конце 19 века массовая школа начала играть примерно ту роль, которую играет сейчас. Чтобы перейти на семейное обучение по Закону об образовании в РФ, родителям следует оформить уведомление и направить его в органы управления образования либо местный профильный департамент по адресу проживания о принятом решении. Какие плюсы и минусы Вы видите в домашнем образовании? Главный плюс семейного образования — возможность самостоятельно составлять график обучения. Специалисты управления образования рекомендуют родителям, если они выбрали семейную форму, проходить аттестации на базе наших муниципальных учреждений образования, так как в других случаях не всегда удается контролировать процесс обучения и его уровень. При семейном обучении ребенок не ходит в школу.
Семейное обучение: «за» и «против»
Дворяне, а позже и купцы могли позволить себе приглашать на дом преподавателей, нанимать гувернёров, в то время как у бедных крестьян не было такой возможности. Постепенно введение всеобщего обучения всеобуча стало устранять практику семейного образования. В 1918 году в было принято положение о Единой трудовой школе РСФСР [1] , которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8—17 лет [2]. Постановление от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» ввело повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет [3]. На дому могли обучаться только дети-инвалиды, которые должны были быть прикреплены к ближайшей школе, учителям которой было необходимо навещать этих детей для проведения занятий и аттестаций от имени школы [4]. Только в 1992 году принятие федерального закона 10. В законе было разрешено родителям «дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее полное общее образование в семье». Видными теоретиками семейного образования можно назвать австрийского философа Ивана Иллича «Освобождение от школы» и американца Джона Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь учителя». Особенности[ править править код ] Из года в год популярность семейного образования в России растёт геометрически.
По данным Минпросвещения России, в 2018-19 учебном году число детей на семейном образовании составило более 25 тыс.
Предметы, к которым не было интереса, осваиваем творчески, смотрим тематические фильмы. Кроме того, дети не устают, поскольку у них свободный график. Татьяна Куценко: —Мы ушли на семейную форму обучения два года назад, когда сын пошел в четвертый, а дочка — в первый класс.
Причин было несколько. Существующая система образования не имеет индивидуального подхода, и в первую очередь страдают дети, процесс развития которых протекает нестандартно. Кроме того, у нас не оставалось времени на кружки. После нескольких лет обучения у старшего ребенка при изначальном интересе возникло неприятие некоторых предметов, в том числе иностранного языка.
Уже после ухода из школы пришлось сменить не одного репетитора, чтобы вернуть интерес к изучению английского языка — и тогда появился результат. Самое главное наше достижение на данный момент — это то, что ребенок закрыл пробелы в знаниях. А это очень важно, поскольку начальная школа — фундамент. А еще — ребенок стал учиться сам.
И теперь у нас есть возможность посещать и музыкальную школу, и спортивные секции, и кружки, которые интересны детям. Анна Симовина: —Старшую дочь я забрала на семейное обучение в шестом классе. Причина — постоянные болезни на фоне беспрерывного стресса, который она получала в школе. Кроме того, мне всегда хотелось воспитать своих детей христианами, а в школе, где мы учились, совсем другие ценности, и ребенку было там сложно.
Сейчас у нас все четверо детей на семейном обучении.
И вот теперь я собираю всякую информацию о домашнем образовании. Мне скучно просто так сидеть с ребёнком дома, поэтому мы занимаемся, и на сегодняшний день мы уже освоили полпрограммы за 1 класс, вчера даже написали контрольную по математике, я сама ошарашена результатами, если честно. А сейчас собираемся в бассеин. Так что напишите, что вы обо всём этом думаете, мне будет очень интересно.
Причин было несколько. Существующая система образования не имеет индивидуального подхода, и в первую очередь страдают дети, процесс развития которых протекает нестандартно.
Кроме того, у нас не оставалось времени на кружки. После нескольких лет обучения у старшего ребенка при изначальном интересе возникло неприятие некоторых предметов, в том числе иностранного языка. Уже после ухода из школы пришлось сменить не одного репетитора, чтобы вернуть интерес к изучению английского языка — и тогда появился результат. Самое главное наше достижение на данный момент — это то, что ребенок закрыл пробелы в знаниях. А это очень важно, поскольку начальная школа — фундамент. А еще — ребенок стал учиться сам. И теперь у нас есть возможность посещать и музыкальную школу, и спортивные секции, и кружки, которые интересны детям.
Анна Симовина: —Старшую дочь я забрала на семейное обучение в шестом классе. Причина — постоянные болезни на фоне беспрерывного стресса, который она получала в школе. Кроме того, мне всегда хотелось воспитать своих детей христианами, а в школе, где мы учились, совсем другие ценности, и ребенку было там сложно. Сейчас у нас все четверо детей на семейном обучении. Уровень их знаний не уступает школьному. Одно из таких сообществ — православное. С 26 по 28 июля в Свято-Троицком соборе г.