Особняк Ф. О. Шехтеля в Ермолаевском переулке (арх. Ф. О. Шехтель, 1896 г.). Ф. О. Шехтель у камина в своём кабинете. Для него Шехтель в 1901 году начал перестройку старинного особняка.
Три работы архитектора Шехтеля в Москве
Как проходил процесс реставрации панно? Мозаика по форме представляет арку размером 835 на 1540 мм. На ней изображены цветы и стебли ирисов на золотом фоне, которые обрамлены темной окантовкой в нижней части изображения переходящие в шахматный узор. Помимо ирисов изображены число «96» и буква «S» шрифтом в стиле модерн.
Произведение выполнено из множества оттенков смальты с большой реалистичностью и тонкой градацией цветов. Со временем изображение претерпело разрушения разного характера: многочисленные утраты смальты в виде сколов и повреждений, отслоения смальты от клеевого слоя с образованием трещин. На деструктивных поверхностях обнаруживалось отсутствие или осыпание шовных заполнителей.
Также по всей поверхности прослеживались различные загрязнения: лакокрасочные слои, высолы, копоть и грязь. Перед началом работ нами были выполнены предреставрационные исследования: фотофиксация произведения, снятие картона изображения, были взяты образцы смальты для изготовления новых, идентичных авторским. Подбор образцов для реставрации панно Золотая смальта, подходящего модуля и цвета для мозаичного панно.
Объект культурного наследия федерального значения «"Особняк Шехтеля Ф. Шехтель Ф. Длительное время в памятнике располагается посольство Республики Уругвай. Здание является первым домом великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построенным для себя. Он датируется 1896 г.
Небольшой особняк стоит свободно на участке, ничем кроме выступающего ризалита гостиной не касаясь красной линии квартала — уже новшество. Все помещения выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — именно этот прием поражает в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.
Все помещения здания скомпонованы в разновысотные объемы, живописно и как бы случайно расставленные вокруг лестницы, увенчанной высокой кровлей. Через несколько лет Шехтель расширил помещения своей мастерской, с противоположной от входа стороны — пристраивая их к «башенному» объему черной лестницы. Архитектор постарался так реализовать пристройку, что о ее более позднем появлении можно догадаться только изучая планы здания.
В 1895 году он был принят в Московское архитектурное общество, в 1898 году стал преподавать в Строгановском училище. Со временем Фёдор Осипович стал популярным и востребованным архитектором. С 1901 года он являлся членом, а с 1906 по 1922 годы — бессменным председателем Московского архитектурного общества. После революции Шехтель практически остался без работы и средств к существованию. Ему пришлось продать свой особняк на Большой Садовой, чтобы как-то содержать семью. В качестве архитектора оказался не востребован. В 1925 году из-за болезни Ф. Шехтель был вынужден оставить работу. Последние годы жил в крайней нужде. Преставился Фёдор Осипович Шехтель в Москве 7 июля 1926 года. Отпевание великого зодчего прошло в церкви святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие. Был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище участок 15 на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.
Шедевр Шехтеля: эксперты подтвердили ценность особняка Саввы Морозова на Спиридоновке
Экстерьер[ править править код ] Исследователи отмечают, что именно в собственном доме Шехтеля в Ермолаевском переулке отчётливо виден переход в творчестве архитектора от неоготики к модерну. Так, средневековые объёмы башен лишены богатого декоративного оформления, свойственного более старому стилю. Новые веяния в архитектуре прослеживаются в соединении различных по форме и размерам объёмов, символизме декора, а также в ступенчатом заборе с кованной решёткой растительного орнамента [1] [11]. Угловые башни дома, похожие на замковые, облицованы четырёхугольной плиткой, которая внешне напоминает кирпич и контрастирует с оштукатуренными участками стен. Правая из башен оформлена в виде шестигранника и оборудована смотровой площадкой. В ней же располагается парадный вход в здание, отделанный шатровым куполом. Мозаика , украшающая портал , была выполнена художником Владимиром Фроловым по эскизам Шехтеля. Она декорирована золотистой смальтой и изображает инициалы архитектора, дату постройки, а также разные периоды цветения ирисов , олицетворяющих жизненный цикл [5] [9] [8]. Интерьер[ править править код ] Особое внимание Шехтель уделил внутренней отделке дома, развивая планировочную структуру от центра к периферии.
На деструктивных поверхностях обнаруживалось отсутствие или осыпание шовных заполнителей. Также по всей поверхности прослеживались различные загрязнения: лакокрасочные слои, высолы, копоть и грязь. Перед началом работ нами были выполнены предреставрационные исследования: фотофиксация произведения, снятие картона изображения, были взяты образцы смальты для изготовления новых, идентичных авторским. Подбор образцов для реставрации панно Золотая смальта, подходящего модуля и цвета для мозаичного панно. После чего мы преступили к реставрационным работам. Была выполнена промывка поверхности натром, после водой, далее выполнялась очистка поверхности при помощи резиновой крошки и протирка мягкой ветошью. Наше портфолио Подробнее Процесс реставрации мозаики После мы производили очистку от трудноудаляемых загрязнений: высолов и лакокрасочных слоев.
Делалось это при помощи специального состава и механической расчистки щеткой и скальпелем. Остатки раствора и загрязнения удалялись ватным тампоном смоченным в спиртовом растворе. Демонтаж поврежденной смальты производился с особой осторожностью, чтобы не повредить соседние участки мозаики.
В ходе работ планируются: комплексная научная реставрация и восстановление деталей фасадов, воссоздание элементов декора и первоначального цветового облика интерьеров особняка, а также модернизация инженерных систем, капитальный ремонт системы электроосвещения, благоустройство дворовой территории и установка архитектурной подсветки фасадов. Домовладение было построено известным московским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в 1896 году, как собственный особняк. В 1904 году здание было достроено пятиугольным 2-х этажным жилым объемом.
Композиция особняка основана на сочетании различных геометрических объемов.
Обновление дома продолжается. Специалисты особенно отметили сложность реставрации элементов деревянной отделки особняка. Этот материал использован и в обшивке стеновых панелей, и для изготовления мебели, и для декора резной лестницы.
МОСКОВСКИЙ МОДЕРН
Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. В 1910 году пришло время других стилей, и он строит дом в стиле неоклассицизма.
Одна из особенностей дома — водосточные трубы с воронками в виде готических гаргулий. Со временем скульптуры были утрачены, и реставраторы воссоздавали их по сохранившимся архивным материалам. Кроме того, восстановили штукатурку на фасаде, кирпичную кладку и кровлю. Отдельное внимание специалисты уделили старинным окнам: они расчистили оконные заполнения, заменили остекление и привели в порядок цветные витражи.
По словам Алексея Емельянова, теперь все реставрационные работы в доме будут проводиться с учетом утвержденного предмета охраны. Федор Осипович Шехтель 1859—1926 — русский и советский архитектор, живописец и график. В ранние годы своей карьеры экспериментировал с разными архитектурными направлениями — от готики до русского стиля.
Историки искусства называют Шехтеля отцом русского модерна, хотя он не имел профессионального архитектурного образования. Дерожинской с черным пауком на дверях Кропоткинский переулок, дом 13, строение 1 и дом самого Шехтеля в Ермолаевском переулке дом 28, строение 1. По проекту архитектора также были реконструированы здания Ярославского вокзала и Театра имени К, Станиславского и В. Совершить виртуальную прогулку по особнякам Морозовых , Дерожинской , Шехтеля , а также другим памятникам архитектуры не выходя из дома можно на портале «Узнай Москву». Всего там собрано 17 онлайн-туров по историческим зданиям столицы. Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Многие памятники обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом исторический облик столицы.
Её верхнюю часть завершает глухой парапет смотровой площадки.
В шестиугольной башне справа расположен парадный вход, а стену прорезает узкое окошко, освещающее прихожую. Въездные ворота ограничены двумя пилонами с навершиями. Над главным входом — мозаичное панно, выполненное в мастерской В. Фролова по эскизу Шехтеля. Три времени жизни ириса, цветка модерна, — рождение, расцвет, увядание, и три символа — латинская буква S — начальная буква фамилии архитектора в латинском написании и число 96 — год постройки дома. Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую букву H — начальную букву имени жены Шехтеля, Натальи. С отступом вглубь территории расположена островерхая башня, в которой размещается черная лестница.
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28: история и фото
Интерьер дома Шехтеля в Ермолаевском переулке. Особняк, выстроенный Шехтелем для своей семьи (Ермолаевский переулок, 28, стр. 1). До недавнего времени здесь располагалось посольство Уругвая. Фабричное здание для Левенсона патриотично названо скропечатня, а не типография. В завершении мероприятия экскурсанты полюбовались другими прекрасными зданиями Шехтеля, компактно расположенными в районе Патриарших прудов: скоропечатней Левенсона в Трехпрудном переулке и последним особняком архитектора с флигелем-мастерской на.
Главные здания Фёдора Шехтеля в Москве
1. В Ермолаевском переулке. В 1910 году Шехтель с семьей переехал в новый дом на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке попал к почетной гражданке Е.Я. Дунаевой. Дом в Ермолаевском переулке, выстроенный Федором Осиповичем Шехтелем в период зарождения стиля модерн, расположен в районе Патриарших прудов.
Собянин: Отреставрировали фасады особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке
Доминантой служит остроконечная башня с высоким треугольным щипцом двускатной кровли и фронтоном. После революции 1917 года бывший особняк Шехтеля был разделен на четыре квартиры, в которых жили высокопоставленные советские чиновники. Предыдущая статья.
Сейчас почти все эти дома охраняются государством. И про каждый можно рассказывать часами. Взять хотя бы особняк Рябушинского, в котором жил Горький. Дом является блестящим образцом модерна, при этом Корней Чуковский писал, что давно не видел такой мерзкой пошлятины.
Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями». Видимо, такая реакция лишний раз доказывает, что творчество Шехтеля — не что иное, как искусство. К сожалению, туристам увидеть нынешнюю обстановку этих зданий в большинстве случаев нельзя. У ворот охрана, а внутри — посольства и консульства. А вот осмотреть снаружи никто не запрещает. Начнем изучать Москву Шехтеля с дома, в котором он сам жил. В Ермолаевском переулке Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке похож на средневековый замок.
Расположен в Ермолаевском переулке, 28, стр. Год постройки: 1896 год. Статус: объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Правильно кто-то подметил. С виду это строение напоминает и русскую избушку, и средневековый замок одновременно. Архитектор экспериментировал на самом себе. Потому что этот дом был собственностью Шехтеля.
Здесь он не спал ночами, придумывая новые архитектурные решения. И это вовсе не для красного словца — по свидетельству современников, он действительно много трудился. История строительства особняка началась в 1896 году, когда 37-летний Франц Шехтель, к тому времени достаточно известный архитектор и обеспеченный человек, выкупает участок небольших размеров на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Место было примечательно тем, что некогда здесь стояла церковь во имя священно мученика Ермолая, к тому времени давно снесенная. Стоит отметить, что на момент строительства дома в Ермолаевском пер. Подобное он воплотил в проектировании уже собственного жилья, но привнес сюда новые архитектурные идеи, которые совсем скоро стали основой стиля «московский модерн». И как-то в письме Чехову написал: «Уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно и постоянно» кстати, с Антоном Павловичем дружил и даже оформил обложку его «Пестрых рассказов».
Будто из сказки, особняк-замок в миниатюре сам Шехтель шутливо называл «избушкой непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Внушительное по размерам окно по центру особняка Шехтеля по Ермолаевскому переулку, 28 некогда обрамляли сплетения плюща, который вился по большей части фасада, цепляясь своими усами за керамическую плитку. Такой антураж привносил некую таинственность и особый колорит строению. Увидев, что ворота открыты, я было ринулся в маленький дворик. Но через секунду из сторожки выскочил человек в форме и пояснил, что посольство республики Уругвай — не проходной двор. В сказочном доме-замке зодчий Шехтель проживал на протяжении 14 лет. В 1910-м отсюда он переехал в свой новый особняк на Большой Садовой.
Это же владение по адресу Ермолаевский переулок, дом 28 было переуступлено Е. Дунаевской, имевшей чин почетной гражданки. После прихода большевиков в 1917-м году, особняк Шехтеля использовали для размещения различных государственных учреждений, пока в 1944-м не предали на баланс МИДа. С тех пор в этом доме находились дипмиссии зарубежных государств. Сегодня помещения занимает посольство Уругвая. Я заметил, что на мозаичном панно составлены литеры F и S. Позже выяснил, что это инициалы архитектора.
В то время он был Францем, а Федором Осиповичем стал после Первой мировой войны. Как пишут в справочниках, в знак солидарности с русским народом. Год постройки: 1903 год.
Это первые столь масштабные работы, которые проводятся в здании за его более чем 120-летнюю историю. Двухэтажный дом площадью почти 700 квадратных метров великий архитектор возвел для себя и своей семьи в 1896 году.
Сегодня эта постройка является объектом культурного наследия федерального значения и находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК.
Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делал Лев Жегин. Пройдём по дому и посмотрим, как уютно обустроено пространство, вы увидите потолочные полу-колоны, украшенные лепным цветочным орнаментом и воссозданные по проекту Шехтеля люстры с лебедями. Вы выйдете на балкон-библиотеку, куда вела когда-то парадная лестница, не сохранившаяся до наших дней, и поднимитесь на крышу-террасу, где принимали гостей и пили чай. Условия бронирования экскурсий: - Экскурсант обязан предоставить необходимые корректные данные для установления оперативной связи - При автобусных турах предварительная рассадка в салоне не производится - Денежные средства, оплаченные за экскурсию, подлежат возврату в случае отмены, замены или переноса экскурсии по инициативе «Гуляем по Москве».
Ермолаевский: музыка форм и наглые загогулины
В 1910 году Шехтель с семьей переехал в новый дом на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке попал к почетной гражданке Е.Я. Дунаевой. 1. В Ермолаевском переулке. Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896). Видео о 76 Ермолаевский пер 19 06 2023 Все улицы Москвы на детском самокате, Ермолаевский переулок 28 | Реставрация особняка Шехтеля 2023, Виртуальная экскурсия 'Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке', ID-42512 Ермолаевский переулок, 9. Реставраторы управления при российском МИД воссоздадут горгулий на фасаде особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве и затем займутся воссозданием интерьеров. Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896).
Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, с флигелем и оградой, 1896 г., арх. Ф.О. Шехтель
Недавно была завершена реставрация фасадов усадьбы в Ермолаевском переулке, возведенной по проекту самого Федора Шехтеля, сообщает ТГ-канал мэра Москвы. К своему дому в Ермолаевском переулке архитектор Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову, с которым состоял в приятельских отношениях, выразился так: построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу. Благодаря проекту Выход в город в День культурного наследия 18 апреля мне удалось посетить особняк Федора Осиповича Шехтеля, находящийся в Ермолаевском переулке. Этот дом в псевдоготическом стиле был выстроен архитектором в 1896 году для своей семьи.