Днем рождения «Мосфильма» принято считать выход картины директора киностудии режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». История и современность легендарной киностудии. Как начиналась история легендарного "Мосфильма", где были созданы без преувеличения шедевры мирового кино?
К 100-летию киностудии.
В 2023 году российской киностудии "Мосфильм" исполняется сто лет (ошибка автора, столетие будет в 2024 году, — Прим. 30 января легендарной киностудии «Мосфильм» исполняется 100 лет! Режиссер, генеральный директор знаменитого киноконцерна Карен Шахназаров рассказал «Вечерней Москве», какой путь прошла главная всероссийская «фабрика грез». Меньшов проведет нас по коридорам легендарной киностудии, расскажет ее историю, зайдет с нами в архив, где хранятся все кинопробы к картинам. В 1959 году при киностудии «Мосфильм» было организовано «Творческое объединение Юность» детских и юношеских фильмов, просуществовавшее до середины 1970-х годов и выпустившее более 40 фильмов.
Век кино. Как «Мосфильм» отметит свое столетие
Структурно книга разделена на три части: история киностудии «Мосфильм», полный каталог всех фильмов с аннотациями, иллюстрациями и справочной информацией, а также подробный рассказ о создании трёх знаковых картин советского кинематографа – «Андрей Рублёв». Меньшов проведет нас по коридорам легендарной киностудии, расскажет ее историю, зайдет с нами в архив, где хранятся все кинопробы к картинам. За вековую историю «Мосфильм» создал настоящую золотую коллекцию кинофильмов, на которых выросло не одно поколение кинозрителей.
Создатели легенд
- Дореволюционная Москва: как киностудия Ханжонкова стала "Мосфильмом" – Москва 24, 30.01.2014
- «Мосфильм. Рождение легенды». Документальный фильм к 100-летию киностудии
- Звёздное имя
- "100 лет Мосфильму!" - Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года!
- Киностудия Мосфильм
История крупнейшей киностудии страны
Сборник «Мосфильм. История и фильмы» издали к столетию киностудии | ОТР | «Мосфильм» сегодня — это одна из самых высокотехнологичных студий Европы, где осуществляется полный цикл фильмопроизводства. |
Основана киностудия «Мосфильм» - Знаменательное событие | Свою единственную роль обозреватель "Родины" Лев Аннинский сыграл на киностудии "Мосфильм". |
100 лет «МОСФИЛЬМУ»
Киностудия дала возможность реализации режиссерам и актерам всех советских республик, многие картины "Мосфильма" были удостоены премий международных кинофестивалей. С юбилеем коллектив и ветеранов киноконцерна поздравил президент России Владимир Путин. Российский лидер отметил, что киностудия по праву гордится своей богатой историей, именами и творческими достижениями.
Продюсерские компании «Марс Медиа» и «Арна медиа» приступили к съемкам музыкальной романтической комедии «Плагиатор». Режиссером истории про молодого музыканта, пытающегося в прошлом решить вопросы настоящего, выступит Антон Мегердичев «Движение вверх», «Сердце Пармы». Главные роли в фильме играют Роман Евдокимов и Стася Милославская.
В результате слияния 30 января 1924 года увидел свет фильм режиссёра Бориса Михина «На крыльях ввысь», рассказывающий о героизме советских лётчиков и авиаконструкторов. С тех пор 30 января принято считать официальным Днём рождения «Мосфильма». Кинокартины, созданные на киностудии, являются бессменными участниками международных кинофестивалей, конкурсов и кинопоказов, где получают высокое признание и различные награды.
И, наконец, вставший на дыбы Пегас и затейливо переплетенные литеры "А" и "Х" - ателье Ханжонкова. Как казак с царским фотографом воевал Александр Ханжонков В начале 1905 года казачий подъесаул Александр Ханжонков шлялся по улицам Ростова-на-Дону, страдая от свежеприобретенного хронического полиартрита. Про то, как он его себе заработал ходит масса легенд, в которых, как обычно, нет ни слова правды.
В частности, многократно растиражированная история про то, как он где-то на сопках Манчжурии поднял в атаку сотню, но был ранен и провалился под лед, вдребезги разбивается об выписку из его "служебного дела": "…В походах и делах против неприятеля не был". За какие именно заслуги Ханжонков получил баснословное по тем временам пособие в 5000 рублей, с которого начался его кинобизнес, — совершенно неясно. Как и то, откуда он впервые узнал о существовании кино.
По одной версии, зайдя на киносеанс в Ростове, по другой - в семье Ханжонковых был свой киноаппарат, привезенный из Парижа еще в 1897 году. Так или иначе, но в том же 1905 году запасной подъесаул заглянул в московский магазин фирмы "Братья Пате", чтобы купить там аппарат. Заодно разговорился с местным приказчиком Эмилем Ошем, и тот окончательно заморочил ему голову, рассказав, что на кино можно сделать огромные деньги.
В итоге все свои сбережения Ханжонков вкладывает в прокатное предприятие "Торговый дом «Э. Никакого кинопроката в те времена еще не существовало. Перекупщики и авантюристы всех мастей катались в Европу и Америку, где покупали фильмы по цене пленки: чем больше в картине метров целлулоида — тем дороже.
Прибыль этих челноков, как правило, не превышала 10 процентов, что партнеры очень скоро почувствовали на собственной шкуре. С трудом "обернувшись" по первому разу, Ханжонков отправил Оша за новыми фильмами в Штаты, а сам сел писать письма во все европейские киностудии с просьбой предоставить ему ленты без предоплаты. Откликнулась лондонская компания "Гепфорт", приславшая в Россию образцы всей своей продукции, копии с которых разошлись по московским кинозалам "на ура".
Ханжонков тут же отделался от Оша, убрал его фамилию из названия торгового дома и снял себе помещение в здании Савинского подворья на Тверской. Там разместились лаборатория по изготовлению титров, копировальные аппараты и небольшой павильончик для съемок. Уже тогда Ханжонков понял, что делать свои фильмы куда интереснее и выгоднее, чем прокатывать зарубежные, однако первая его картина "Палочкин и Галочкин" так и не была закончена.
В то время на всю Россию был один режиссер — инженер-путеец по фамилии Гончаров. Строить железные дороги ему до смерти надоело, и он решил попробовать себя на новом поприще, написав сценарий по мотивам всенародного хита "Из-за острова на стрежень". Его купил питерский фотограф Дранков, входивший в пул "поставщиков Е.
Он нанял актеров из Петербургского народного дома, арендовал театральные костюмы и вывез все это хозяйство на озеро Разлив, где и снял 6-минутный фильм "Понизовая вольница", содержавший сразу две инновации: первый в истории мирового операторского искусства "наезд" камеры и первый спецэффект. Игравшая княжну актриса наотрез отказалась падать в воду, к тому же худосочный "Стенька Разин" все равно был не в состоянии ее поднять, так что на скорую руку был изготовлен манекен, а чтобы зритель ничего не заметил — применили монтажную склейку. Из-за них лента и провалилась в прокате: цыгане верили в то, что фотоаппарат или кинокамера способны украсть у человека душу, поэтому во время съемок все время старались не встречаться глазами с объективом.
Кстати, с актерами у молодого российского кино была полная беда. Театральные артисты держали кинематограф за "низкий жанр" и не хотели сниматься ни за какие деньги. Из них и вышло почти все первое поколение российских кинозвезд, в том числе Иван Мозжухин и Вера Холодная.
А Гончаров тем временем рассорился с Дранковым, заявив, что тот "угробил Разина по первому разряду" и уехал в Москву. В его папке уже лежали сценарии к трем картинам, которые вскоре прославят московское ателье на всю Россию: "Боярин Орша", "Русская свадьба XVI столетия", "Ванька-ключник" и "Ермак - покоритель Сибири". Все это и многое другое было снято на арендованной в Сокольниках даче с прудом и в Саввинском подворье.
Лишь в 1911 году Ханжонков построит свой первый кинопавильон в Крылатском, который вскоре придется закрыть — слишком уж далеко от Москвы он расположен. К тому же конкуренты, братья Пате, уже приступили к строительству кинофабрики, оборудованной по последнему слову техники, включая только что появившиеся "юпитеры". Ханжонков тут же построил на Житной улице свою, не хуже, и сумел "открыться" всего на месяц позже, чем французы.
Кинофабрика Ханжонкова на Житной улице Тем временем у Гончарова созрела идея первого российского военно-исторического блокбастера. Почитав сценарий "Обороны Севастополя" и прикинув бюджет, Ханжонков своего первого режиссера попросту послал, но не в направлении известного слова из трех букв, а в столицу, искать поддержки у государя. С коммерческой точки зрения выглядела эта затея весьма сомнительно: фильмов, длиннее получаса, тогда во всем мире никто не снимал, а тут сценарий на целых 100 минут экранного времени!
Гончаров получил от Николая не только почти всю требуемую сумму 40 тысяч рублей, это при том, что средний годовой доход русского крестьянина составлял всего 40 рублей , но и целую армию в личное пользование: офицеров Генштаба в качестве консультантов и солдат для съемок батальных сцен. И даже подводную лодку получил, чтобы снять с ее помощью сцену затопления линкоров на рейде.
«Мосфильму» — 100 лет: как менялась главная всероссийская «фабрика грез»
На съемочной площадке киностудии «Мосфильм» во время съемок широкоэкранного художественного фильма «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Самым кассовым фильмом за историю «Мосфильма» стала лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», который за несколько месяцев проката в 1980 году в СССР посмотрели около 95 млн человек. История и фильмы» — полный каталог всех фильмов киностудии, снятых с 1924 года по настоящее время.
Вековой юбилей: "Мосфильму" исполнилось 100 лет
Пройдя путь длиною в век — от скромного киноателье до крупнейшей мировой киностудии, свой юбилей мосфильмовцы встречают с высокими результатами. О них подробнее рассказал пресс-секретарь Киноконцерна Е. В видеопрезентации представителям СМИ рассказали, что в сентябре 2023г. Главный зал класса «Премиум» рассчитан на 520 мест и оборудован уникальной системой для кинопоказа, не имеющую аналогов в России. Большой кинозал оснащён аудиосистемой Dolby System 136, а также цифровым лазерным проектором Barco с разрешением 4K. Размер проекционного экрана — 20,6 на 11 метров 227 квадратных метров, «Harkness Hall HiWhitw140». Современное оборудование обеспечивает равномерное распространение звука и изображение повышенной чёткости.
Другие кинозалы - на 108 мест и два мини-зала вместимостью по 51 человеку каждый - оборудованы цифровыми проекторами Barco с разрешением 4К и аудиосистемой Dolby Atmos. Киноцентр предназначен для проведения кинофестивалей, премьер фильмов, концертов, конференций и других культурных, официальных и торжественных мероприятий. Проход зрителей в большой кинозал осуществляется по широкой лестнице с подсветкой, символизирующей «красную дорожку». В будние и выходные дни киноцентр работает с 10 до 00 часов как общедоступный кинотеатр с разнообразным репертуаром, включающим новинки кинопроката, специальные показы и т. Также в сентябре 20230г. Он был построен с учётом всех современных технических требований - как киноиндустрии, так и телевидения.
Общая площадь составляет 3500 кв. Высота потолков — 16 метров. Для строительства крупных декораций предусмотрено два транспортных въезда с автоматическими воротами. Здание располагает отдельным двухэтажным актерским комплексом с лифтом, в нём располагаются гримерные комнаты, комнаты отдыха актеров, костюмерные, а также большой зал для массовки. Всё это делает павильон удобными для реализации проектов практически любой степени сложности. Строительство многофункционального киноконцертного комплекса и нового 17-го павильона на Мосфильмовской улице началось в 2020-м году, здания были сданы в эксплуатацию в августе 20230.
Вместе здания образуют единый кинематографический комплекс площадью 11 тыс. Прилегающая территория благоустроена: установлен «поющий» фонтан, высажены деревья, специальные датчики регулируют обогрев пешеходной зоны в зимний период и управляют системой полива газонов. Перед зданием располагается двухуровневый паркинг. Объекты оснащены высокотехнологичным оборудованием, которое позволяет не только организовать современный съёмочный процесс, но и проводить различные культурные массовые мероприятия. Запуск данных объектов ознаменовал завершение второй очереди масштабного строительства на «Мосфильме». Ранее в 2019-м году на студии были запущены «Дом Костюма и реквизита» — современное хранилище фондов площадью 15 тыс.
Сегодня это одни из самых современных и востребованных российской киноиндустрией площадок, не имеющие аналогов. Таким образом, своё 100-летие «Мосфильм» встречает обновлённым, получив целый комплекс современных производственных объектов и впервые в своей истории — собственный киноконцертный зал. Таких масштабных преобразований на киностудии не осуществлялось с 1950-х годов. Важно отметить, что строительство осуществлялось без привлечения государственных бюджетных средств, в рамках инвестиционного проекта. Журналистам напомнили, что в 2023г. Шахназарова «Хитровка.
Знак четырёх». Фильм вышел в российский прокат 18 мая 2023г. Несколько уик-эндов картина держалась в топ-10 фильмов, пользующихся наибольшим зрительским интересом. Телепремьера на канале «Россия-1» собрала высокие рейтинги. Согласно отчёту компании «Mediascope» за период с 21 по 27 августа 2023г.
В результате 685 работников были награждены орденами и медалями, а 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта. Карен Шахназаров возглавляет «Мосфильм» уже более 20 лет Кроме него, должность руководителя за 95 лет занимали 19 человек, среди которых были режиссеры Иван Пырьев и Михаил Калатозов. На съемку фильма «Летят журавли» приезжал тогда 19-летний французский режиссер Клод Лелуш.
Ее герой — сын авиаконструктора — стал пилотом и громил белых во время гражданской войны. К сожалению, этот фильм не сохранился. Но киностудия действительно поднималась ввысь. Помогала русская театральная школа с ее актерским богатством. К тому же новое искусство притягивало талантливых людей. Они верили, что кинематография способна изменить мир к лучшему, воспитывать и просвещать без скучной рутины. По большому счету, они не ошибались.
Студии уже в первые годы удалось добиться многого. Зрители ждали новых захватывающих картин, а с особенной любовью принимали комедии и эпические киноленты. В то время на советском экране шло немало американских и европейских кинокартин. Но ничто не может заменить своего искусства, и наши первые кинозвезды — Игорь Ильинский, Анатолий Кторов — уже были известны на всю страну. Кадр из советского художественного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» Фото: ТАСС В избушке на Житной, в тесноте и с кустарными осветительными приборами в студии, рождались настоящие шедевры. Первые режиссеры, операторы, осветители, актеры советского кино с ностальгией вспоминали об этой скромной «фабрике грез». Но киноиндустрия развивалась, и требовались перемены.
Тем более что некоторые советские киношники уже побывали в США и увидели, с каким размахом организовано производство кинофильмов на голливудских холмах. ЗИС Берии, платье из пионерских галстуков и «Моргуновка» — легенды и тайны киностудии в репортаже «Известий» Киногородок имени товарища Красина В 1927 году начали строить киногородок на Воробьевых горах, на месте тихой деревушки Потылихи — в живописном уголке, который сегодня известен каждому кинематографисту и любителю искусства. В то время этот район был московским предместьем, а объект получил название «киногородок имени товарища Красина», недавно скончавшегося советского политика и дипломата. В конкурсе на лучшее здание кинофабрики приняли участие самые маститые архитекторы страны. Проект Василия Войнова и Евгения Брокмана, выдержанный в популярном в те годы стиле конструктивизма, с раздвижными стенами и прочими чудесами занял на конкурсе третье место, но в реальность решили воплотить именно его. Район Потылихи на рубеже 1920—1930-х годов Фото: киноконцерн «Мосфильм» В газетах стройку с гордостью называли «советским Голливудом». Константин Шведчиков — председатель правления Совкино — в первый день строительства лично орудовал лопатой.
Проект не раз менялся, но все-таки в 1931 году киношники отметили новоселье — открылся главный корпус киностудии с четырьмя большими павильонами, многочисленными цехами и актерскими комнатами. В то время студией руководил Соломон Орелович — бывший чекист, серьезный и энергичный управленец, всерьез увлекавшийся фотографией и киносъемками.
Киностудии «Мосфильм» исполнилось 100 лет.
Именно 30 января 1924 года состоялась премьера первой студийной полнометражной немой картины Бориса Михина «На крыльях ввысь». Тираж фильма бы всего 20 копий. Тогда киностудия была лишь павильоном на Житной улице.