Элий Михайлович Белютин скончался на 86-м году жизни.
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина
Белютин Элего Михайлович. 27 февраля скончался художник, основатель студии «Новая реальность» Элий Михайлович Белютин. Элий Белютин старается писать так, как его учили, и мало чем отличается от многих других художников.
Элий Белютин. Формула Времени
Учился у таких педагогов, как А. Лентулов, К. Истомин, П. Кузнецов и др. С 1950 года художник занимается преподавательской деятельностью: сначала в Московском товариществе художников, потом, с 1954 года, в созданной им «Экспериментальной студии живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Основной задачей Студии ставился поиск новых форм и средств художественной выразительности. Художники использовали всю силу красок, прибегали к гротеску, обращались к стилизации композиции. Приемы абстракции воспринимались ими как этап на пути дальнейшего художественного поиска. Это направление в искусстве они называли «новая реальность».
Белютин так формулировал задачи своего курса: «Мы пройдем по всей мировой истории человеческой культуры и искусства и всех стран современности, проанализируем самые различные методы, принципы изобразительности и выражения — Египет, Возрождение, доисторические эпохи… и лучшее отберем себе на вооружение». В конце 50-х годов он разрабатывает авторскую теорию «всеобщей контактности», основой которой стало представление об искусстве как о своего рода терапии, как о способе сглаживания потрясений от контакта с внешним миром, травмирующим личность человека.
Коллекцию Молевой оценивают в 2 милларда долларов США.
Откуда у Молевой появилась такая дорогая коллекция? Элий Белютин и Нина Молева Элий Белютин и Нина Молева Уникальное собрание старых мастеров Нина Михайловна унаследовала от своего мужа, советского художника-авангардиста Элия Белютина, который ушёл из жизни в 2012-м году. В апреле 2013 года искусствовед передала коллекцию в дар по завещанию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России.
Из-за шумихи в СМИ многих читателей заинтересовала не только коллекция Молевой, но и то, какие картины писал её муж. Ведь если произведения и стиль таких мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело многие люди себе отчётливо представляют, то картины Белютина большинство в глаза не видели. Сегодня я вам их покажу.
Итак, картины Элия Михайловича Белютина — художника и коллекционера, который собрал коллекцию стоимостью в 2 миллиарда долларов. Он окончил художественный факультет Педагогического института в Москве и Московский художественный институт имени В. Белютин занимался не только живописью, но и педагогикой.
Это помимо того, что он, разумеется, коллекционировал искусство.
Герой Социалистического Труда 1973. В 1912 году учился в Строгановском центральном... Выдающийся мастер морского пейзажа. Айвазовский первым, еще до организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок, начал...
Учился у П. Кузнецова, А.
Лентулова, Л. Кандидат искусствоведения. В 1946 году основал творческую студию живописи с 1954 г. В 1950-е годы преподавал в МПИ, откуда был уволен за пропаганду абстракционизма. В 1959 году организовывал коллективные выезды студийцев на летнюю практику. Один из лидеров русского «неофициального искусства», организовавший в 1962 году знаменитую выставку авангардистов в московском Манеже, получившую широкую известность благодаря её скандальному закрытию лично Н. Свое 75-летие Элий Белютин, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке.
В Вашингтоне прошла его персональная выставка. Белютин уникален как художник, который около сорока лет работает в полуподполье. Уникален как создатель Студии, которая - по 200, по 600 человек - в конце 50-х и в 60-е фрахтовала большие пароходы и на несколько недель выезжала "на этюды". Его работы, безусловно, обладают исключительно высоким художественным качеством, которое ставит его рядом с наиболее выдающимися художниками нашего века. Он мало изменился за прошедшие годы - такой же темпераментный, неукротимый. Долгие годы вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции.
Элий Михайлович Белютин. Дети Войны.
Жуков Николай Николаевич. В.И. Ленин в Горках. Первый звоночек о недуге, который в 23-м превратил Ильича в немощного и слабоумного человека, а вскоре свёл в могилу, прозвенел в 1921 году. Ленин, каждое слово которого жадно ловила страна, начал жа. Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный. «Новая реальность» была оплотом неформального искусства СССР, хотя сама никогда не позиционировала себя как подпольная. В конце 1960-х часть квартиры вернули прежним хозяевам, тогда Элий Белютин и Нина Молева и обнаружили коллекцию. Белютин Элий Михайлович. 1925, Москва – 2012, Москва. Живописец, график, педагог. Итак, картины Элия Михайловича Белютина — художника и коллекционера, который собрал коллекцию стоимостью в 2 миллиарда долларов. Андрей Ерофеев о картине Элия Белютина «Звери (Двое)»: «Перед нами картина, служившая (не исключено) реальной иллюстрацией курса инициации к модернизму, которым славилась в 1960-е «Студия Белютина».
Любовь как ключ к искусству: работы Элия Белютина в Новосибирском краеведческом музее
Разумеется, такого разрешения ей никто не дал. Это и стало причиной разрыва. Насколько мне известно, в нашем МИДе принято решение более никаких переговоров с пани Молевой не вести» [14]. Есть версия, что Польша решила взять тайм-аут, чтобы к моменту официальной передачи российской коллекции снизить градус скандальности и подготовить более благоприятный информационный фон. Эти претенденты не стали хитрить и выискивать следы литовской крови у предков Белютина и Молевой, а действовали напрямик. Как сообщают СМИ, Альгирдас Бразаускас , бывший в то время президентом Литвы, лично пришёл в квартиру коллекционеров и протянул им два свежих литовских паспорта. В обмен на коллекцию Бразаускас предложил Белютину и Молевой гражданство и квартиру в Вильнюсе» [10]. Было объявлено, что Варшаву ожидала бы сложность: по российским законам, на такого рода дарственные налагается 30-процентный налог. Передача России[ править править код ] В начале февраля 2013 года было объявлено, что Молева передала коллекцию России с 1 апреля 2013 года.
За несколько недель до этого в квартире побывали высокопоставленные чиновники из Кремля, которые сообщили Молевой, что её желание «передать коллекцию государству государству в лице её президента» удовлетворено собрание завещано не конкретно Путину , а человеку, занимающему должность президента России, то есть должно стать частью президентской коллекции искусства. Условие — коллекцию сохранять в целостности. Росимущество подыскивает различные варианты размещения коллекции в приспособленном отдельно стоящем помещении. Однако в последующие 11 лет новостей о каком-либо изменении статуса-кво не появлялось. После смерти Молевой[ править править код ] 11 февраля 2024 года владелица коллекции скончалась. Несколько дней спустя после смерти Молевой эксперт Виктория Маркова сообщила, что Министерство культуры России уже работает над созданием экспертной комиссии для оценки коллекции Молевой. Она сказала, что в коллекции нет работ Леонардо, Тициана и Антониса ван Дейка. По её словам, там есть русская живопись и западные картины разных школ [15] [16].
Оценка экспертов[ править править код ] В начале 1990-х годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин [12]. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог коллекции Белютина ещё в 1974 году в Италии, где он был опубликован , «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имён, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности» [12]. Заведующая отделом живописи в Государственной Третьяковской галерее Лариса Кашук считает, что история и наполнение коллекция — плод фантазии её хозяев: «Когда я стала анализировать количество и состав коллекции по каталогу, который был издан Молевой в 1990-х годах, то оказалось, что количество сильно завышено, а аннотации не соответствуют реальности. Например, количество работ в каталоге насчитывает около 400 работ. В белютинской квартире такое количество, конечно, никогда не могло поместиться. Даже, если были какие-то дополнительные хранения, размещение такого количества в советские времена сомнительно. Тем более, что в каталоге все 400 работ не приводятся, а даются выборочно.
С аннотациями Молева проделала также большую работу. Она прочесала всю историю мирового искусства и ко многим работам выдала вымышленные провенансы. Об ажиотаже, который возник по поводу этой коллекции несколько лет тому назад в связи с предполагаемым музеем, сказать хочется особо.
Это полотна разных периодов работы художника - его поиск во временном срезе: от абстрактного экспрессионизма ранних лет до схематичного письма позднего периода. Также студенты познакомились с личными вещами, которыми пользовался сам Элий Михайлович, со сборниками его стихов, а также с фотоархивом в необычном формате. Элий Белютин — один из самых известных художников-новаторов со времен еще Советского Союза. После распада СССР автор не изменил себе, продолжая работать в том же жанре.
И это тоже история про любовь, которая вынесена в название нашего выставочного проекта». Кураторы проекта уверены: все важные вещи происходят по любви и из-за любви. Любовь к истинному смыслу вещей, скрытому за привычной формой. Любовь к художнику как удивительному инструменту природы, который вдруг начинает в нем звучать. Любовь к сложноустроенному человеку, чья сущность всегда лучше видимости. Любовь к жене, которая была его соратником и соавтором и исполнила последнюю благотворительную волю, несмотря на очевидный коммерческий интерес со стороны частных коллекционеров. Любовь к посетителям, которых хочется бережно погрузить в загадочный мир неординарного художника и мыслителя. Проект «Элий. Любовь» встречает своих первых потенциальных посетителей на улице. Гуляя по главному проспекту Новосибирска, жители и гости города могут увидеть увеличенные копии «модульной» графики Белютина в окнах музея. Основная же экспозиция представлена в колонном зале, рассчитанном на тысячу человек. Выбор локации подчеркивает не только значимость проекта для музея, но и монументальный размах работ, признанных визитной карточкой художника. В экспозицию «Элий. Любовь» вошли работы Белютина, которые показывают основные этапы становления его метода. Рассказанная новосибирскими музейщиками история начинается с фронтовых зарисовок, где видны приемы, свойственные академической школе.
С этого времени выставки Студии и персональные выставки Белютина экспонируются в России и во многих странах мира, а в публикациях начала 1990-х годов Белютин значится как «патриарх крупнейшей школы андеграунда». Творческий диапазон Белютина очень широк: живопись, графика, скульптура, теоретические труды. Он стремится выразить себя и передать свое мироощущение средствами свободного творчества, продолжает сближение абстракции и конкретного символа, использует принцип кодирования, фигура в холсте преобразуется в графический знак. В то же время его живопись в высшей степени экспрессионистическая. Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль - «модульную живопись», язык символов. Биография Родился 10 июня 1925 г. Сурикова преподаватели — А. Лентулов, П. Кузнецов, Л. Бруни и др.
Картины Элия Белютина — мужа Нины Молевой, которая отдала Путину коллекцию картин на $2 миллиарда
В наиболее полном варианте во второй половине прошлого века труд Белютина был опубликован в Италии и США. Можно предположить, что именно теория всеобщей контактности стала основной так называемого «Project Zero», одного из масштабных проектов в мире по развитию творческого мышления человека, который начался в 60-х годах прошлого века в Гарвардском университете. Основные положения российского и американского проектов очень похожи. Теория, лежащая в основе «Project Zero», называется теория множественных интеллектов The Theory of Multiple Intelligences. Ее автором считается один из самых известных американских мыслителей в сфере образования Ховард Гадрнер. Методики создания креатива в мире Вообще теме создания креативного мышления в мире сегодня стали уделять огромное внимание.
В США и Канаде практически во всех ведущих университетах есть курсы по этому предмету. Причем они финансируются многими известными брендами такими как Visa, Pepsico и др. А Китай на одном из пленумов КПК два года назад вообще включил развитие креативности нации в число стратегических задач. Внутренние проекты по развитию креатива открывают и крупные компании. Это и Google и Apple.
Так, недавно корпорация Hyundai инициировала проект My Baby: Discover 2050. Это внутрикорпоративное соревнование дизайнеров, направленное на развитие креативного мышления и, в итоге, на создание необыкновенных автомобилей будущего.
Элий Михайлович Белютин 1925—2012 — российский художник, педагог, теоретик искусства. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность». В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы XVIII—XIX веков, а также являлся основоположником теории «всеобщей контактности».
Его теория исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин перенёс в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества. Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института. Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной студии Белютина. Она была основана им в 1946 году при Доме учителя на Большой Коммунистической улице, а в 1954 году приобрела официальный статус.
Поговорим о творчестве художника, который создал статуэтку Тэффи, надгробие Хрущева и Цветок лотоса в Египте. Хрущев не знал, что Неизвестный уже получал награды за свои работы и резко раскритиковал произведения. Неизвестный сделал памятник в двух цветах — черном и белом, как символ противоречивой натуры Хрущева.
Он создал 150-метровый рельеф «Монумент Дружбы детей мира» в лагере Артек в Крыму, барельеф на 970 квадратных метров «Становление человека разумного» для Московского института электронной техники, и 87-метровый монумент «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте, за который получил первую международную награду в 1971 году. В конце 1950-х появилась серия «Война это...
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Министерства культуры. Нина Молева была вдовой известного российского художника-авангардиста, педагога и теоретика искусства Элия Белютина. После смерти мужа в 2012 году Молева вступила в права наследования коллекции работ старых мастеров около 1000 предметов, из них около 200 живописных полотен. Элий Белютин 1925—2012 — основатель и руководитель объединения художников-абстракционистов «Новая реальность». С 1870-х годов предки Белютина собирали старых мастеров. После революции картины прятали в потайной комнате. Их снова достали лишь в 1949 году.
«Феномен не художественный, а психологический»
- Пскову великому от великого художника
- Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
- Покровитель странствующих
- Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство |
Художник Элий Белютин
Элий Белютин, лишившись возможности проводить занятия на государственных площадках, продолжал руководить студией «Новая реальность» на своей даче в Абрамцево, обрел широкую известность в Европе, но так и не получил официального признания, оставаясь под запретом вплоть до 1990-х годов ХХ века. Художник скончался в 2012 году, оставив после себя сотни графических и живописных работ, тома книг и альбомов. Его работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Жоржа Помпиду, в многочисленных частных коллекциях по всему миру и российских региональных музейных центрах с не всегда очевидной, но важной миссией заполнения лакун в истории современного отечественного искусства. Новосибирский краеведческий музей является хранителем одной из самых крупных коллекций материалов Элия Белютина в России.
В фондах насчитывается 217 живописных и графических работ, представляющих почти всю творческую жизнь художника, начиная с 1940-х и заканчивая 1990-ми годами, а также немногочисленные личные вещи мастера. История появления коллекции в Сибири не секрет. По завещанию Элия Белютина, после смерти его картины должны войти в состав собраний российских музеев от Калининграда до Сахалина.
Список музеев составлялся вдовой художника, искусствоведом и соавтором его педагогических и теоретических работ Ниной Молевой, и формировался на основе определенных требований к институции — наличие фондохранилища, отдельное место для коллекции, экспертное сопровождение. Не думаю, что Элий Михайлович знал о нашем существовании или интересовался географией Западной Сибири. Но он понимал, что, попав в фонды какого-нибудь одного музея, коллекция на долгие годы может осесть в хранилище без возможности быть показанной, — рассказала «Культуре» на открытии выставки «Элий.
Любовь» директор Новосибирского краеведческого музея Юлия Шуклина. Так к нам попали первые три работы. А когда Нина Михайловна увидела, что нам не все равно, мы нежно любим коллекцию и готовы ею заниматься, мы получили в дар еще несколько десятков работ».
Здесь и наброски, и графические серии, и грандиозные по размерам живописные полотна. Многие работы выставляются впервые.
Людей в верхней квартире уже не было — кто бы рискнул их задерживать?
В последующие годы правительство Москвы, по словам Молевой, оказывало на неё с супругом давление, «шантажируя» ремонтом, правами собственности и передачей коллекции правительству Москвы [2]. В августе бездетная вдова вступила в права наследования. Передача Польше[ править править код ] Было объявлено, что художник завещал часть своей коллекции Польскому государству.
Молева позже в интервью рассказывала: «Примерно через два месяца после смерти мужа мне позвонили из посольства Польши и предложили захоронить его прах в этой стране. Я очень удивилась, поскольку никогда о такой возможности не думала. Начались уговоры: мол, Элий Михайлович столько натерпелся от России, что лучше бы вам перебраться на жительство в Польшу.
Со всем своим имуществом, разумеется». По рассказу польского журналиста, наоборот, «сначала и меня, и наших дипломатов женщина принимала очень радушно. И говорила о желании перевезти картины в Польшу.
Но… В один далеко не прекрасный момент госпожа Молева заявила, что ни со мной, ни с дипломатами она больше дел иметь не желает. Почему, могу только строить версии. По моим данным, Белютин и Молева пытались наладить отношения с польской стороной ещё с середины 90-х.
Ходят слухи, что намерение передать коллекцию Польше даже выразил сам Белютин в своём завещании, хотя никто эту бумагу не видел. Если же говорить о фактах, точно известно одно: останки Белютина до сих пор не преданы земле. По моей гипотезе, Нина Молева желала, чтобы её мужа похоронили в Варшаве, на Аллее Славы — там покоятся только самые известные поляки.
Разумеется, такого разрешения ей никто не дал. Это и стало причиной разрыва. Насколько мне известно, в нашем МИДе принято решение более никаких переговоров с пани Молевой не вести» [14].
Есть версия, что Польша решила взять тайм-аут, чтобы к моменту официальной передачи российской коллекции снизить градус скандальности и подготовить более благоприятный информационный фон. Эти претенденты не стали хитрить и выискивать следы литовской крови у предков Белютина и Молевой, а действовали напрямик. Как сообщают СМИ, Альгирдас Бразаускас , бывший в то время президентом Литвы, лично пришёл в квартиру коллекционеров и протянул им два свежих литовских паспорта.
В обмен на коллекцию Бразаускас предложил Белютину и Молевой гражданство и квартиру в Вильнюсе» [10]. Было объявлено, что Варшаву ожидала бы сложность: по российским законам, на такого рода дарственные налагается 30-процентный налог. Передача России[ править править код ] В начале февраля 2013 года было объявлено, что Молева передала коллекцию России с 1 апреля 2013 года.
За несколько недель до этого в квартире побывали высокопоставленные чиновники из Кремля, которые сообщили Молевой, что её желание «передать коллекцию государству государству в лице её президента» удовлетворено собрание завещано не конкретно Путину , а человеку, занимающему должность президента России, то есть должно стать частью президентской коллекции искусства. Условие — коллекцию сохранять в целостности. Росимущество подыскивает различные варианты размещения коллекции в приспособленном отдельно стоящем помещении.
Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной студии Белютина. Она была основана им в 1946 году при Доме учителя на Большой Коммунистической улице, а в 1954 году приобрела официальный статус. В 1962 году во флигеле при Доме учителя состоялась однодневная выставка членов студии при участии не входивших в студию Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера, Юрия Соболева. Выставка привлекла большое внимание и работы «белютинцев» были перевезены в Манеж на проходившую там юбилейную выставку «30 лет МОСХ». Хрущевым, работы белютинцев были убраны и запрещены к дальнейшему показу. Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 году студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Лишь четверть века спустя, в 1988 году, была организована первая официальная выставка студии «Новая реальность» в Третьяковской галерее в Москве.
Кузнецова, А. Лентулова, Л. Кандидат искусствоведения. В 1946 году основал творческую студию живописи с 1954 г. В 1950-е годы преподавал в МПИ, откуда был уволен за пропаганду абстракционизма. В 1959 году организовывал коллективные выезды студийцев на летнюю практику. Один из лидеров русского «неофициального искусства», организовавший в 1962 году знаменитую выставку авангардистов в московском Манеже, получившую широкую известность благодаря её скандальному закрытию лично Н. Свое 75-летие Элий Белютин, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке. В Вашингтоне прошла его персональная выставка. Белютин уникален как художник, который около сорока лет работает в полуподполье. Уникален как создатель Студии, которая - по 200, по 600 человек - в конце 50-х и в 60-е фрахтовала большие пароходы и на несколько недель выезжала "на этюды". Его работы, безусловно, обладают исключительно высоким художественным качеством, которое ставит его рядом с наиболее выдающимися художниками нашего века. Он мало изменился за прошедшие годы - такой же темпераментный, неукротимый. Долгие годы вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. Тот же принцип монументально-беспредметного преображения натуры характерен и для его живописи и полихромной скульптуры.
Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный
- Белютин Элий Михайлович - Виртуальный Pусский музей
- Белютин элий михайлович картины
- Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
- Элий Белютин. Формула времени
Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство
- Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство |
- Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство |
- Белютин элий картины фото, видео -
- Моя галерея. Элий Белютин: nicolaitroitsky — LiveJournal
Эксперт Перченко сомневается в подлинности завещанной РФ коллекции Молевой
В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, писательница, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала найденные ими с мужем картины России. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. На протяжении 25 лет авангардист и борец с системой соцреализма Элий Михайлович и его супруга, искусствовед Нина Молева дарили картины музею. Элий Михайлович Белютин выработал для этого уникальный художественный язык – удивительно проникновенный и трогательный.
БЕЛЮ́ТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
российский художник, педагог, теоретик искусства. Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. По мнению Белютина, искусство заключается в «обрушивании» картин на зрителя, передаче эмоционального накала.